Сибирские огни, 1964, №5
жизни холодными апрельскими ночами переправляли по тонкому льду Оби строительный лес и дрова. Форма организации работ на стройке была найдена не сразу. После многочис ленных неудач остановились на бригад ном методе. Пятнадцать, восемнадцать человек, составив бригаду, получали за дание: построить три-четыре дома для жилья тем, кто их строит. Ввели аккорд но-премиальную оплату. Строительство домов развернулось по-настоящему. К началу уборки в поселке появились пер вые улицы: Московская, Мичуринская, Свердловская, Кемеровская. Несколько рубленых крестьянских домов, по строенных поодаль от центральной усадьбы, определяли места поселков еще двух отделений совхоза. Первый хлеб целины Лето 1954 года было холодным и дождливым. Проходил август, а хлеба еле-еле начинали желтеть. Только вто рого сентября бригадир Василий Чесно- ков начал выборочную косовицу раннего сорта пшеницы Альбидум-3700. Нако нец установилась долгожданная ясная погода, и созревание полей наступило сразу. Вовсю развернулась уборка. В бункера комбайнов пошло крупной, на литое зерно. Такого полновесного зерна давно здесь не видывали. А намолот! Что ни поле —. восемнадцать, двадцать центнеров на каждом гектаре. Радова лись хлеборобы. И вдруг, в самый раз гар страды снова полоса дождей. Они шли неделю, другую. Посуровели лица у трактористов и комбайнеров, осуну лись и почернели руководители хо зяйств. — Неужто не вырвем такой богатый хлеб, не спасем урожай, труд людей? Дожди все лили и лили. Хлеба нача ли ложиться. Предприятия срочно организовали производство эксцентриковых мотовил на режущие аппараты комбайнов; рабо та на токах велась круглосуточно. Но принять первый целинный хлеб было очень трудно. Не хватало транспорта, не имели хозяйства механических по грузчиков, сушильных установок, скла дов. И все-таки люди сдюжили. В конце сентября дожди прекратились. Тракто ра, комбайны, автомашины работали и днем, и ночью. Только на перевозках зерна в районе было занято свыше вось мисот автомашин. У Барнаульского эле-' ватора выстраивались километровые очереди машин. Для разрядки сложной обстановки за готовительные организации разрешили нашему району ссыпать зерно длинными ворохами на соломенной подстилке вдоль нового железнодорожного полотна на месте предполагаемого пункта «За- готзерно». Часть зерна вывозилась на так называемые глубинные пункты, ко торые открывались непосредственно в колхозах и совхозах. Кстати, в то время распространились слухи о массовой пор че хлеба. Вымысел! Из сданных госу дарству нашим районом 4 миллионов- 340 тысяч пудов пшеницы, ячменя и овса погибло всего 134 тонны. Печаль но, разумеется, но при скачке в произ водстве зерна от 360 тысяч пудов в- 1953 году издержки оказались неизбеж ными. За зерно государство выплатило кол хозам и совхозам свыше 40 миллионов рублей. На каждый трудодень колхозни кам выдано от шести до десяти рублей (в старых ценах) и по три килограмма хлеба. Впервые за много лет хозяйства полу чили возможность развернуть широкое производственное и культурно-бытовое строительство, приобрести племенной скот, необходимые машины. Упрочилось и благосостояние колхозников. Многие семьи на заработанные трудодни полу чали в конце года по 15—20 тысяч руб лей. Появились запросы на хорошую одежду, обстановку, велосипеды, мото циклы, баяны. Село начало строиться, капитально ремонтировать жилые дома. Появились новые улицы. Возвращались из городов в родные места бывшие кол хозники, а вместе с ними — новоселы, которых тянуло к земле, к труду хлебо роба. Только за три месяца после отчетных собраний в колхозах число трудоспособ ных увеличилось в районе на 483 чело века. Вся деревенская молодежь, отслу жившая в Советской Армии, возвраща лась в свои селения. Среди колхозников росло стремление освоить механизатор ские профессии. Ощутимые результаты труда на целине упрочили веру людей в богатые перспективы развития общест венного хозяйства и улучшения их мате риального благосостояния. Механизация трудоемких процессов Выросшие более чем втрое общест венные фонды колхозов «позволили в сравнительно короткий срок завершить сплошную электрификацию хозяйств района. С 1955 года колхозы и совхозы стали приобретать передвижные элек тростанции марок ЖЭС-30 и ЖЭС-60 на жидком топливе. С их помощью механи зировали зерноочистку на токах. В зим нее время передвижные электростанции использовали для освещения жилых и животноводческих помещений, для пода чи воды на фермы. Вскоре, однако, убедились, чт[о элек троэнергии этих станций недостаточно для удовлетворения растущих нужд, что их энергия дорога. Встал вопрос об ор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2