Сибирские огни, 1964, №5

жизни холодными апрельскими ночами переправляли по тонкому льду Оби строительный лес и дрова. Форма организации работ на стройке была найдена не сразу. После многочис­ ленных неудач остановились на бригад­ ном методе. Пятнадцать, восемнадцать человек, составив бригаду, получали за ­ дание: построить три-четыре дома для жилья тем, кто их строит. Ввели аккорд­ но-премиальную оплату. Строительство домов развернулось по-настоящему. К началу уборки в поселке появились пер­ вые улицы: Московская, Мичуринская, Свердловская, Кемеровская. Несколько рубленых крестьянских домов, по­ строенных поодаль от центральной усадьбы, определяли места поселков еще двух отделений совхоза. Первый хлеб целины Лето 1954 года было холодным и дождливым. Проходил август, а хлеба еле-еле начинали желтеть. Только вто­ рого сентября бригадир Василий Чесно- ков начал выборочную косовицу раннего сорта пшеницы Альбидум-3700. Нако­ нец установилась долгожданная ясная погода, и созревание полей наступило сразу. Вовсю развернулась уборка. В бункера комбайнов пошло крупной, на­ литое зерно. Такого полновесного зерна давно здесь не видывали. А намолот! Что ни поле —. восемнадцать, двадцать центнеров на каждом гектаре. Радова­ лись хлеборобы. И вдруг, в самый раз­ гар страды снова полоса дождей. Они шли неделю, другую. Посуровели лица у трактористов и комбайнеров, осуну­ лись и почернели руководители хо­ зяйств. — Неужто не вырвем такой богатый хлеб, не спасем урожай, труд людей? Дожди все лили и лили. Хлеба нача­ ли ложиться. Предприятия срочно организовали производство эксцентриковых мотовил на режущие аппараты комбайнов; рабо­ та на токах велась круглосуточно. Но принять первый целинный хлеб было очень трудно. Не хватало транспорта, не имели хозяйства механических по­ грузчиков, сушильных установок, скла­ дов. И все-таки люди сдюжили. В конце сентября дожди прекратились. Тракто­ ра, комбайны, автомашины работали и днем, и ночью. Только на перевозках зерна в районе было занято свыше вось­ мисот автомашин. У Барнаульского эле-' ватора выстраивались километровые очереди машин. Для разрядки сложной обстановки за ­ готовительные организации разрешили нашему району ссыпать зерно длинными ворохами на соломенной подстилке вдоль нового железнодорожного полотна на месте предполагаемого пункта «За- готзерно». Часть зерна вывозилась на так называемые глубинные пункты, ко­ торые открывались непосредственно в колхозах и совхозах. Кстати, в то время распространились слухи о массовой пор­ че хлеба. Вымысел! Из сданных госу­ дарству нашим районом 4 миллионов- 340 тысяч пудов пшеницы, ячменя и овса погибло всего 134 тонны. Печаль­ но, разумеется, но при скачке в произ­ водстве зерна от 360 тысяч пудов в- 1953 году издержки оказались неизбеж­ ными. За зерно государство выплатило кол­ хозам и совхозам свыше 40 миллионов рублей. На каждый трудодень колхозни­ кам выдано от шести до десяти рублей (в старых ценах) и по три килограмма хлеба. Впервые за много лет хозяйства полу­ чили возможность развернуть широкое производственное и культурно-бытовое строительство, приобрести племенной скот, необходимые машины. Упрочилось и благосостояние колхозников. Многие семьи на заработанные трудодни полу­ чали в конце года по 15—20 тысяч руб­ лей. Появились запросы на хорошую одежду, обстановку, велосипеды, мото­ циклы, баяны. Село начало строиться, капитально ремонтировать жилые дома. Появились новые улицы. Возвращались из городов в родные места бывшие кол­ хозники, а вместе с ними — новоселы, которых тянуло к земле, к труду хлебо­ роба. Только за три месяца после отчетных собраний в колхозах число трудоспособ­ ных увеличилось в районе на 483 чело­ века. Вся деревенская молодежь, отслу­ жившая в Советской Армии, возвраща­ лась в свои селения. Среди колхозников росло стремление освоить механизатор­ ские профессии. Ощутимые результаты труда на целине упрочили веру людей в богатые перспективы развития общест­ венного хозяйства и улучшения их мате­ риального благосостояния. Механизация трудоемких процессов Выросшие более чем втрое общест­ венные фонды колхозов «позволили в сравнительно короткий срок завершить сплошную электрификацию хозяйств района. С 1955 года колхозы и совхозы стали приобретать передвижные элек­ тростанции марок ЖЭС-30 и ЖЭС-60 на жидком топливе. С их помощью механи­ зировали зерноочистку на токах. В зим­ нее время передвижные электростанции использовали для освещения жилых и животноводческих помещений, для пода­ чи воды на фермы. Вскоре, однако, убедились, чт[о элек­ троэнергии этих станций недостаточно для удовлетворения растущих нужд, что их энергия дорога. Встал вопрос об ор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2