Сибирские огни, 1964, №4

— Вы знакомы? — спросила Ася. — Еще бы! — сказал Антон. А Костя для себя перевел так: «Кто не знает этого работягу, который починяет лампы, утюги и прочую муру. Известная личность в санатории». Сашко подошел к окну и взял злополучный сверток. — Клянусь Магометом и всеми его пророками — это цветы! Костя не успел опомниться, как Сашко извлек из газеты розу. — Ох, какая прелесть! — Ася даже всплеснула руками. — Надо ее в воду, — Сашко попытался засунуть розу в вазу. — Нет, пожалуйста, ее нужно поставить отдельно. Костя, ни на кого не глядя, чуть ли не вырвал из рук Сашко розу и поставил ее в банку с водой. — Вот это я понимаю! Художественное произведение. Не роза, а целая поэма! — сказал Антон. Костя мгновенно простил ему пробор и пеструю рубашку, как он полагал, надетую специально для Аси. — Д а , все же я скажу: Ремарк — это явление! — продолжая, види­ мо, прерванный появлением Кости разговор, проговорил Сашко. — Если хотите знать, я никого из наших современников рядом с Ремарком не поставлю. — А Хемингуэй! — Антон, неизвестно чему улыбаясь, взглянул на Асю. — Я люблю Хемингуэя, но Ремарк меня за живое берет. Он выво­ рачивает человека наизнанку, показывает самое сокровенное своих ге­ роев .— Изо рта Сашко стремительно вылетали слова-дробины и стре­ ляли в одну цель. — Я не знаю другого художника, который бы так по­ трясал души. Костя не выдержал и громко хмыкнул. — Кажется , ты не согласен? — запальчиво спросил Сашко. — Не согласен. — По-твоему, писатель не должен говорить народу правду? — Должен. Пусть писатель мне говорит правду. Но разве это прав­ да, что я не человек, а червь! И что сколько бы я ни пыжился, а подстав­ ляй голову и сдыхай, как червь, на которого наступили. А я не хочу сды­ хать! И пусть Ремарк мне это не доказывает. — Браво ! — воскликнул Антон. Костя не понял, смеется он над ним или на его, Кости,-стороне. Но он еще больше взъярился. — Позволь, а ты «Триумфальную арку» читал?— горячился Сашко. — Ну, читал. — И все, о чем думает Равик , что он делает — разве тебя не трогает? — Ну, допустим, трогает. — Вот видишь! — Ничего не видишь! Только этот Равик умнейший человек, и об­ разование у него побольше, чем у других, а что он делает?! Разве он не соображает, что если одну гадину убьет, так от этого ничего не изме­ нится?! — Позволь... — Чего позволять-то! Мне твоего Равика ж аль , а я его не жалеть, я его у в аж ать хочу... Понимаешь? — Но надо побыть в его шкуре. Он ведет себя геройски. Ты неправ, Костя, ты судишь Равика с позиций советского парня. Ты должен по­ нимать, какая там обстановка... Ведь если писатель раскрывает перед тобой безысходность, все страшное, что порождает фашизм, этим самым он уже за торжество правды...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2