Сибирские огни, 1964, №4

Давней и прочной любовью пользует­ ся Шекспир в Новосибирском ТЮЗе. Вернувшись в родной город после дол­ гого отсутствия в годы войны, театр по­ ставил шекспировскую «Комедию оши­ бок». Режиссер спектакля заслуженный артист РСФСР П. Цетнерович сумел преодолеть предубеждение некоторых шекспироведов, считающих это раннее произведение английского драматурга незрелым и лишенным оригинальности, и создал спектакль жизнерадостный и остроумный. Успеху спектакля во мно­ гом способствовало исполнение ролей близнецов — братьев Антифола Эфес­ ского и Антифола Сиракузского засл. арт. РСФСР В. И. Макаровым. Артист покорил зрителей ярким темпераментом и искренностью чувства. Правда, его игра была лишена строгой шлифовки, актеру порой изменяло чувство меры, но его страстность и поистине неистощимая энергия заставляли забывать о некото­ рых погрешностях против вкуса. Веселым смехом встречали зрители каждое появление на сцене М. Бибера, талантливо сыгравшего роли близнецов- слуг. Комедийное дарование этого актера еще более ярко проявилось в следую­ щем шекспировском спектакле — в ко­ медии «Двенадцатая ночь». На этот раз М. Бибер выступил в роли дворецкого Мальволио, спесивого и недалекого хан­ жи, врага всего живого, терпящего, в конце концов, постыдное поражение. Постановщик спектакля Г. Кацман щедро использовал комедийные ситуа­ ции, предлагаемые в этой пьесе Шекс­ пиром. Недаром же комедия названа «Двенадцатая ночь, или все, что угод­ но»—последняя, двенадцатая ночь Рож­ дества посвящалась в старой Англии театру, и в эту ночь не было никаких ограничений веселым дурачествам и са­ мым необычным приключениям. Наибо­ лее удачными в спектакле оказались именно комедийные образы — Эндрью Эгчик (П. Федченко), шут Фест (С. Се­ дой), Мария (И. Слонова) и Мальво­ лио. Но не ради веселой, бездумной игры был поставлен спектакль. Здесь, под зо­ лотым небом юга, на фоне яркой декора­ тивной зелени и пестрых костюмов, раз­ вернулась борьба высокой человечности с лицемерием и плутовством, а романти­ ка противостояла расчету и фальшивой добродетели. И в этой борьбе победа оказалась на стороне искренних чувств, пылких страстей, на стороне радостного приятия жизни. Трижды на протяжении последней чет­ верти века шла в ТЮЗе трагедия «Ро­ мео и Джульетта». В первой постановке, осуществленной незадолго до начала Отечественной войны, тщательнее дру­ гих сцен были отработаны центральные эпизоды и образы' главных героев. В. Макаров—Ромео и А. Мармонтова— Джульетта создали убедительные обра­ зы молодых людей эпохи Возрождения, восставших против феодальной вражды во имя своей великой любви. В спектакле 1953 г. главные роли иг­ рали А. Мовчан и Л. Шенгелидзе. Не­ смотря на отдельные недостатки спек­ такля, поставленного В. Редлих, в нем звучало живое и искреннее чувство, по­ нятное современной молодежи. И, наконец, третий спектакль — по­ ставленный В. Кузьминым весной прош­ лого года, — поэтичный и темперамент­ ный, соединяющий в себе современное прочтение шекспировского текста с вер­ ностью лучшим реалистическим тради­ циям мирового театра. Трудно назвать все постановки шекс­ пировских пьес на сценах театров Сиби­ ри в последние годы. Здесь и «Гамлет» в Красноярске (где главную роль удач­ но исполнил В. Корзун), и «Отелло» в Новокузнецке и Тобольске, и «Король Лир» в Омске и многие другие. Воистину могуч и славен Шекспир! И нет ему конца!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2