Сибирские огни, 1964, №4
Давней и прочной любовью пользует ся Шекспир в Новосибирском ТЮЗе. Вернувшись в родной город после дол гого отсутствия в годы войны, театр по ставил шекспировскую «Комедию оши бок». Режиссер спектакля заслуженный артист РСФСР П. Цетнерович сумел преодолеть предубеждение некоторых шекспироведов, считающих это раннее произведение английского драматурга незрелым и лишенным оригинальности, и создал спектакль жизнерадостный и остроумный. Успеху спектакля во мно гом способствовало исполнение ролей близнецов — братьев Антифола Эфес ского и Антифола Сиракузского засл. арт. РСФСР В. И. Макаровым. Артист покорил зрителей ярким темпераментом и искренностью чувства. Правда, его игра была лишена строгой шлифовки, актеру порой изменяло чувство меры, но его страстность и поистине неистощимая энергия заставляли забывать о некото рых погрешностях против вкуса. Веселым смехом встречали зрители каждое появление на сцене М. Бибера, талантливо сыгравшего роли близнецов- слуг. Комедийное дарование этого актера еще более ярко проявилось в следую щем шекспировском спектакле — в ко медии «Двенадцатая ночь». На этот раз М. Бибер выступил в роли дворецкого Мальволио, спесивого и недалекого хан жи, врага всего живого, терпящего, в конце концов, постыдное поражение. Постановщик спектакля Г. Кацман щедро использовал комедийные ситуа ции, предлагаемые в этой пьесе Шекс пиром. Недаром же комедия названа «Двенадцатая ночь, или все, что угод но»—последняя, двенадцатая ночь Рож дества посвящалась в старой Англии театру, и в эту ночь не было никаких ограничений веселым дурачествам и са мым необычным приключениям. Наибо лее удачными в спектакле оказались именно комедийные образы — Эндрью Эгчик (П. Федченко), шут Фест (С. Се дой), Мария (И. Слонова) и Мальво лио. Но не ради веселой, бездумной игры был поставлен спектакль. Здесь, под зо лотым небом юга, на фоне яркой декора тивной зелени и пестрых костюмов, раз вернулась борьба высокой человечности с лицемерием и плутовством, а романти ка противостояла расчету и фальшивой добродетели. И в этой борьбе победа оказалась на стороне искренних чувств, пылких страстей, на стороне радостного приятия жизни. Трижды на протяжении последней чет верти века шла в ТЮЗе трагедия «Ро мео и Джульетта». В первой постановке, осуществленной незадолго до начала Отечественной войны, тщательнее дру гих сцен были отработаны центральные эпизоды и образы' главных героев. В. Макаров—Ромео и А. Мармонтова— Джульетта создали убедительные обра зы молодых людей эпохи Возрождения, восставших против феодальной вражды во имя своей великой любви. В спектакле 1953 г. главные роли иг рали А. Мовчан и Л. Шенгелидзе. Не смотря на отдельные недостатки спек такля, поставленного В. Редлих, в нем звучало живое и искреннее чувство, по нятное современной молодежи. И, наконец, третий спектакль — по ставленный В. Кузьминым весной прош лого года, — поэтичный и темперамент ный, соединяющий в себе современное прочтение шекспировского текста с вер ностью лучшим реалистическим тради циям мирового театра. Трудно назвать все постановки шекс пировских пьес на сценах театров Сиби ри в последние годы. Здесь и «Гамлет» в Красноярске (где главную роль удач но исполнил В. Корзун), и «Отелло» в Новокузнецке и Тобольске, и «Король Лир» в Омске и многие другие. Воистину могуч и славен Шекспир! И нет ему конца!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2