Сибирские огни, 1964, №4
не «рвал страсти в клочки» и не «потря сал уши партеру». «Иловайский играл с большой чисто той, целомудрием, не позволяя себе ни одной фальшивой ноты, — писала дра матург Александра Бруштейн, приехав шая в Новосибирск в 1941 г., — ...игру его поддерживал прекрасный,, дружный ансамбль актеров, исполнявших строй ный, умный и талантливый замысел по становщика Веры Редлих»1. А. Бруштейн самой высокой похвалой отмечала исполнение А. Н. Леграна, иг равшего короля Клавдия красивым, здо ровым парнем, обжорой, жадным до зем ных радостей, поэтичную Офелию — М. Вячеславову, пылкого Лаэрта — Н. Михайлова, благородного Горацио — С. Бирюкова и в особенности К. Г. Гон чарову — Гертруду. Это была «пышная красавица лет под сорок, женщина в полном цвету, налитая земными соками, как спелый плод. Такая королева впол не правдоподобно могла быть влюблена в более молодого мужчину, быть в связи с ним, могла желать гибели своему мужу и участвовать в его убийстве». Через 15 лет (в 1956 г.) В. П. Редлих снова возвращается к постановке «Гам лета». За эти годы были хорошо постав лены «Чайка» и «Зыковы», а также це лый ряд классических и советских пьес. Но трагедия оставалась редкой гостьей в руководимом ею театре. Удается ли на этот раз спектакль? Ведь нет уже в живых великолепного художника С. Бе логолового, талантливо оформившего первую постановку «Гамлета», нет и С. Иловайского. На роль Гамлета назна чен Н. Ф. Михайлов, актер уже далеко не молодой. Сумеет ли артист преодо леть большую разницу лет, играя юно шу, едва вступающего в жизнь? И вот спектакль... Михайлов неузна ваем! Стройный, подвижный, в белой рубашке с открытым воротом, он, конеч но, не юноша двадцатилетний, но в его стремительности, страстности, быстрых переходах настроения, в его пластике, в умении фехтовать чувствуется энергия молодости и изящество человека благо родного и тонкого. Но прежде всего и после всего запоминается его голос, — а ведь большие мастера сцены считали отличный голос обязательным качеством для исполнителя этой роли. Михайлов—Гамлет не только мысли тель, — в самом мышлении его столько страстности и силы, что мысль превра щается в действие. Своей мыслью Гам лет, как шпагой, поражает врагов. И если уж попытаться вместить в одно сло во содержание образа, созданного Ми хайловым, то это слово — «борец». Почти одновременно на новосибир ской сцене был показан другой «Гам лет» — в постановке театра им. Маяков 1 А . Б р у ш т е й н . С траницы п рош ло го . М ., 1956, стр . 296. ского. В игре артиста Е. Самойлова, вы ступавшего в главной роли, чувствовав лось крайнее нервное напряжение. Его Гамлет порой становился неврастенич ным. Зрителя не покидало ощущение, что артист играет какого-то необыкно венного человека, живущего мыслями и чувствами, не свойственными простым смертным. Поэтому трудно было соотно сить все происходящее на сцене с тем, что происходит в нас самих. На наш взгляд, Самойлов —• при всей талантли вости исполнения — очень мало расска зал нам о том Гамлете, черты которого есть в каждом человеке. Михайлов, напротив, играл Гамлета земного, близкого нам, выражая в обоб щенной форме душевное состояние со временников. Он не боялся быть обыкно венным и простым, потому что одновре менно он был необыкновенным и возвы шенным. Не проходить мимо зла, чувст вовать свою ответственность за судьбы самых близких и человечества в целом, отстаивать справедливость при любых условиях, не боясь самых больших жертв, — вот о чем, прежде всего, за ставлял задуматься этот образ. И имен но в этом, а не только в умении артиста мыслить вслух заключалась сила воздей ствия Гамлета — Михайлова на зри тельный зал. Здесь мы увидели в Михайлове незау рядного актера. Артист с большой силой выразил тему жизни и смерти, тему ве ликого назначения человека, дела кото рого переживают самую смерть, уравни вающую шутов и королей. Неслучайно сильнейшим местом роли явилась сцена на кладбище и монолог Гамлета с чере пом Иорика. Единственный наш упрек в адрес Ми хайлова заключается в том, что актер приглушает внутренний разлад Гамлета и те места роли, где Гамлет обличает са мого себя за нерешительность, звучат менее искренно, чем все остальное. Ме жду тем, Гамлет — при всей своей силе и энергии — немыслим без борьбы с са мим собой, без трагедии бессилия. В этом диалектика образа. В этом — отли чие Гамлета от многих других, столь же волевых и активных героев Шекспира. Играть Гамлета без раздирающих душу противоречий — все равно, что играть Отелло только доверчивым, но не рев нивым. Успех Н. Михайлова в заглавной роли определил и судьбу спектакля в целом. Достойными партнерами его являлись Е. Агаронова — Гертруда, В. Лиотвей- зен — Клавдий, А. Беляев — Горацио, А. Аржанов — первый могильщик. И хо тя ансамбль был не до конца выдержан ным, хотя оформление художника П. Ко валенко было менее удачным и менее образным, чем оформление С. Белоголо вого, в целом спектакль имел успех у новосибирцев и стал этапной работой театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2