Сибирские огни, 1964, №4

вечен. Но социальный и философский смысл его творчества заключен в отри­ цании отживающего мира. Его взгляд устремлен к светлому будущему, прибли­ жение которого поэт пытался рассмо­ треть сквозь завесу времен. Вот почему Шекспир принадлежит, прежде всего, нам, людям страны социализма. И даже «шекспировские фестивали» в Стрэтфор- де не могут сравниться с той огромной, неизменной, неослабевающей популяр­ ностью, которой пользуется Шекспир у советского зрителя. Корни глубокой любви к Шекспиру в России уходят в дореволюционное про­ шлое, ко временам Пушкина и Белин­ ского, Мочалова и Федотовой. Русский театр XIX века немыслим без Шекспи­ ра, как невозможно представить себе без него и театров Сибири. Впервые Шекспир был поставлен на сибирской сцене в середине XIX в. В на­ чале 50-х годов в только что открывшем­ ся здании Иркутского театра шла траге­ дия «Гамлет». В роли датского принца выступал артист Волков. О его игре не были написаны пространные рецензии. Его не мог увидеть на сцене великий русский критик В. Г. Белинский, оста­ вивший столь яркие воспоминания об игре Мочалова — Гамлета. И только ко­ роткая заметка, написанная корреспон­ дентом из Иркутска, сохраняет для по­ томства сведения о том, что «многие сце­ ны, исполненные истинным художником, напоминали нам вдохновенный талант по­ койного Мочалова». Это сравнение ■с Мочаловым, думает­ ся, не случайно. В первые же годы свое­ го существования Иркутский театр уста­ новил связь с крупнейшими театрами страны — Александринским и Малым. Лучшие традиции столичной сцены были подхвачены и продолжены деятелями театра в далекой сибирской провинции. Здесь среди наиболее одаренных актеров выступал и А. X. Астапов-Ярославцев, игравший в Москве вместе со знамени­ тым Мочаловым. Однако утверждению Шекспира на сибирской сцене мешало противодейст­ вие многих представителей именитого купечества и золотопромышленников. Передовым актерам с большим трудом удавалось отстаивать серьезный, класси­ ческий репертуар. Тем, кто видел в теат­ ре кафедру, а не место для пустых раз­ влечений, особенно тяжело было в по­ следнюю треть XIX в., в период насту­ пления общественной реакции. Правда, именно в это время в Иркутске было по­ строено новое здание театра, сущест­ вующее и поныне, а на потолке зритель­ ного зала вместе с именами великих драматургов было выведено и имя Шекс­ пира. Но вместе со своими собратьями по искусству Шекспир вынужден был в этот период уступить господствующее место в сибирских театрах драмоделам типа Крылова и Шпажинского, которые, по выражению Чехова, пекут пьесы как блины и могут писать одновременно дву­ мя руками. Когда же все-таки классические пьесы пробивались на сцену, то они в большин­ стве случаев сопровождались водевилем или опереттой. Так, вместе с трагедией «Отелло» на иркутской сцене разыгры­ вался водевиль «Перед свадьбой». Газе­ та «Восточное обозрение» писала о том, что актриса, сыграв Офелию в «Гамле­ те», сразу же после этого должна поте­ шать публику в глупом водевиле и, на­ дев короткую юбочку, прыгать в обруч. Нередко постановщики посягали и на классический текст, переделывая и при­ спосабливая пьесы ко вкусам обывателя или к своим постановочным возможно­ стям. В Красноярске, например, один из антрепренеров выбрасывал из «Гамле­ та» все, что требовало дополнительных расходов. В числе сокращенных оказа­ лись все сцены, в которых участвует Лаэрт. Несмотря на давление буржуазно-ме­ щанских вкусов, в театрах Сибири не прекращалась борьба за достойное во­ площение на сцене лучших произведе­ ний мировой драматургии. Большим ус­ пехом в Омске пользовалась труппа П. П. Медведева (лето 1893 г.), показав­ шая в ряду других классических спек­ таклей и «Гамлета» Шекспира. В заглавной роли выступал здесь ар­ тист Е. А. Лепковский, выбравший этот спектакль для своего бенефиса. По отзы­ вам тогдашней прессы, Е. А. Лепков­ ский, несмотря на свою молодость, пред­ ставлял собой значительную творческую индивидуальность. Вместе с ним играла искренняя, талантливая актриса Стрел­ кова (Офелия) и опытный комический актер Гусев (Полоний). Но особенно яркий след в воплощении Шекспира на сибирской сцене оставил крупный провинциальный актер Д. М. Карамазов (Афанасьев). Это был один из немногих в провинции художников сце­ ны, обладавших не только незаурядным дарованием, но и большой культурой, з также высокой требовательностью к себе и к товарищам по искусству. Карамазов был великолепным знатоком Шекспира и одним из лучших исполнителей роли Гамлета на сцене иркутского театра. Усилия передовых провинциальных актеров в их борьбе за реализм поддер­ живались некоторыми из крупных деяте­ лей театра, гастролировавшими по Си­ бири. В 1895 г. в Омск приехал известный провинциальный трагик В. В. Чарский, любимыми ролями которого были Гам­ лет, Отелло, Шейлок, Король Лир. Не­ смотря на некоторую рассудочность ис­ полнения, Чарский пользовался успехом, благодаря своей высокой культуре, и ему принадлежала заслуга в деле возбужде­ ния у зрителей любви и интереса к Шекспиру. Большим событием в жизни сибирско­ го театра явилась последняя гастрольная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2