Сибирские огни, 1964, №4
вечен. Но социальный и философский смысл его творчества заключен в отри цании отживающего мира. Его взгляд устремлен к светлому будущему, прибли жение которого поэт пытался рассмо треть сквозь завесу времен. Вот почему Шекспир принадлежит, прежде всего, нам, людям страны социализма. И даже «шекспировские фестивали» в Стрэтфор- де не могут сравниться с той огромной, неизменной, неослабевающей популяр ностью, которой пользуется Шекспир у советского зрителя. Корни глубокой любви к Шекспиру в России уходят в дореволюционное про шлое, ко временам Пушкина и Белин ского, Мочалова и Федотовой. Русский театр XIX века немыслим без Шекспи ра, как невозможно представить себе без него и театров Сибири. Впервые Шекспир был поставлен на сибирской сцене в середине XIX в. В на чале 50-х годов в только что открывшем ся здании Иркутского театра шла траге дия «Гамлет». В роли датского принца выступал артист Волков. О его игре не были написаны пространные рецензии. Его не мог увидеть на сцене великий русский критик В. Г. Белинский, оста вивший столь яркие воспоминания об игре Мочалова — Гамлета. И только ко роткая заметка, написанная корреспон дентом из Иркутска, сохраняет для по томства сведения о том, что «многие сце ны, исполненные истинным художником, напоминали нам вдохновенный талант по койного Мочалова». Это сравнение ■с Мочаловым, думает ся, не случайно. В первые же годы свое го существования Иркутский театр уста новил связь с крупнейшими театрами страны — Александринским и Малым. Лучшие традиции столичной сцены были подхвачены и продолжены деятелями театра в далекой сибирской провинции. Здесь среди наиболее одаренных актеров выступал и А. X. Астапов-Ярославцев, игравший в Москве вместе со знамени тым Мочаловым. Однако утверждению Шекспира на сибирской сцене мешало противодейст вие многих представителей именитого купечества и золотопромышленников. Передовым актерам с большим трудом удавалось отстаивать серьезный, класси ческий репертуар. Тем, кто видел в теат ре кафедру, а не место для пустых раз влечений, особенно тяжело было в по следнюю треть XIX в., в период насту пления общественной реакции. Правда, именно в это время в Иркутске было по строено новое здание театра, сущест вующее и поныне, а на потолке зритель ного зала вместе с именами великих драматургов было выведено и имя Шекс пира. Но вместе со своими собратьями по искусству Шекспир вынужден был в этот период уступить господствующее место в сибирских театрах драмоделам типа Крылова и Шпажинского, которые, по выражению Чехова, пекут пьесы как блины и могут писать одновременно дву мя руками. Когда же все-таки классические пьесы пробивались на сцену, то они в большин стве случаев сопровождались водевилем или опереттой. Так, вместе с трагедией «Отелло» на иркутской сцене разыгры вался водевиль «Перед свадьбой». Газе та «Восточное обозрение» писала о том, что актриса, сыграв Офелию в «Гамле те», сразу же после этого должна поте шать публику в глупом водевиле и, на дев короткую юбочку, прыгать в обруч. Нередко постановщики посягали и на классический текст, переделывая и при спосабливая пьесы ко вкусам обывателя или к своим постановочным возможно стям. В Красноярске, например, один из антрепренеров выбрасывал из «Гамле та» все, что требовало дополнительных расходов. В числе сокращенных оказа лись все сцены, в которых участвует Лаэрт. Несмотря на давление буржуазно-ме щанских вкусов, в театрах Сибири не прекращалась борьба за достойное во площение на сцене лучших произведе ний мировой драматургии. Большим ус пехом в Омске пользовалась труппа П. П. Медведева (лето 1893 г.), показав шая в ряду других классических спек таклей и «Гамлета» Шекспира. В заглавной роли выступал здесь ар тист Е. А. Лепковский, выбравший этот спектакль для своего бенефиса. По отзы вам тогдашней прессы, Е. А. Лепков ский, несмотря на свою молодость, пред ставлял собой значительную творческую индивидуальность. Вместе с ним играла искренняя, талантливая актриса Стрел кова (Офелия) и опытный комический актер Гусев (Полоний). Но особенно яркий след в воплощении Шекспира на сибирской сцене оставил крупный провинциальный актер Д. М. Карамазов (Афанасьев). Это был один из немногих в провинции художников сце ны, обладавших не только незаурядным дарованием, но и большой культурой, з также высокой требовательностью к себе и к товарищам по искусству. Карамазов был великолепным знатоком Шекспира и одним из лучших исполнителей роли Гамлета на сцене иркутского театра. Усилия передовых провинциальных актеров в их борьбе за реализм поддер живались некоторыми из крупных деяте лей театра, гастролировавшими по Си бири. В 1895 г. в Омск приехал известный провинциальный трагик В. В. Чарский, любимыми ролями которого были Гам лет, Отелло, Шейлок, Король Лир. Не смотря на некоторую рассудочность ис полнения, Чарский пользовался успехом, благодаря своей высокой культуре, и ему принадлежала заслуга в деле возбужде ния у зрителей любви и интереса к Шекспиру. Большим событием в жизни сибирско го театра явилась последняя гастрольная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2