Сибирские огни, 1964, №4
И 4-00-летию со дня рождения В. ШЕКСПИРА ч юрий постиов ШЕКСПИР В ТЕАТРАХ СИБИРИ Вряд ли есть в Англии город, кото рый бы привлекал больше туристов, чем Стрэтфорд, родина Шекспира. Люди са мых различных наций устремляются в дом, где родился великий поэт, в цер ковь, где покоится его прах, останавли ваются возле его памятника, у подножия которого, завернувшись в плащ, сидит бронзовый Гамлет, а преступная леди Макбет в вечной тоске ломает руки. Но самый большой интерес посетите лей Стратфорда вызывает памятник «вечнее меди» — шекспировский мемо риальный театр, расположенный на бере гу зеркального Эйвона. Это — театр од ного автора. Здесь лучшие актеры мира играют Шекспира, утверждая в созна нии современников бессмертие его обра зов. Шекспир — означает потрясатель копьем. Великий драматический поэт стал потрясателем сцены. Его пьесы об летели мир, всюду завоевывая друзей и единомышленников. Уроженец Англии, он стал принадлежать всему человече ству. На Западе говорят: Шекспир объекти вен и беспристрастен, как сама природа. Многие исследователи исписали тома, чтобы обосновать эту ложную истину. Да, действительно, Шекспир не подска зывал зрителю своего отношения к геро ям и не превращал их в рупоры собст венных идей. Да, он не подчинял ход со бытий в пьесах авторскому произволу, а вскрывал тайные пружины, которые уп равляли людьми как бы помимо его воли. Да, Шекспир не робел перед ужасами жизни и бестрепетной рукой писал кар тины убийств и преступлений. Но никогда Шекспир не был равно душным! Сын своего времени и своего класса, он с головой окунулся в водово рот социальной борьбы. Он никогда не укрывался в тихой гавани прошлого и, обращаясь к «делам давно минувших дней», обличал в них современность. В мрачных временах короля Лира он ви дел елизаветинскую Англию, раздирае мую жесточайшими противоречиями. Всю жизнь поэт восставал против мрачного наследия средневековья, ду шившего Англию, и не нужно было быть слишком проницательным, чтобы в тра гедии Ромео и Джульетты увидеть пе чальную судьбу не только веронских лю бовников, но и молодых англичан. В лице Макбета и Ричарда III Шекс пир проклинал королей, воздвигнувших свой трон на трупах. И эти проклятья поэт посылал не только правителям про шлого и настоящего, но и тем, кто в бу дущие времена последует их примеру. Не было сильнее проклятий, чем те, которые вырвались из уст величайшего поэта! Но не было и более могучего гим на человечности и благородству, чем тот, что прозвучал в образах Гамлета и Отел- ло, Врута и Лира, Дездемоны и Корде лии. Буржуазные шекспироведы пролили море чернил, чтобы доказать, будто ав тором шекспировских пьес был не из вестный миру простолюдин, сын мелко го лавочника, а аристократ, не пожелав ший открыть своего авторства. Они пи сали, что в пьесах Шекспира нет и на мека на народолюбие, — недаром, мол, он изображал преимущественно сильных мира сего. Шекспир всегда чутко прислушивался к движению «крота истории», всегда от давал себе отчет в том, что поддержка или безразличие народа определяют судьбы самых выдающихся личностей, а простой шут у него наделен такой муд ростью, к которой король Лир смог прий ти лишь ценой жестоких страданий. Шекспир поднимал глубочайшие пла сты человеческой психологии, волнуя людей самых различных народов, времен и классов. В этом смысле он общечело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2