Сибирские огни, 1964, №4

И 4-00-летию со дня рождения В. ШЕКСПИРА ч юрий постиов ШЕКСПИР В ТЕАТРАХ СИБИРИ Вряд ли есть в Англии город, кото­ рый бы привлекал больше туристов, чем Стрэтфорд, родина Шекспира. Люди са­ мых различных наций устремляются в дом, где родился великий поэт, в цер­ ковь, где покоится его прах, останавли­ ваются возле его памятника, у подножия которого, завернувшись в плащ, сидит бронзовый Гамлет, а преступная леди Макбет в вечной тоске ломает руки. Но самый большой интерес посетите­ лей Стратфорда вызывает памятник «вечнее меди» — шекспировский мемо­ риальный театр, расположенный на бере­ гу зеркального Эйвона. Это — театр од­ ного автора. Здесь лучшие актеры мира играют Шекспира, утверждая в созна­ нии современников бессмертие его обра­ зов. Шекспир — означает потрясатель копьем. Великий драматический поэт стал потрясателем сцены. Его пьесы об­ летели мир, всюду завоевывая друзей и единомышленников. Уроженец Англии, он стал принадлежать всему человече­ ству. На Западе говорят: Шекспир объекти­ вен и беспристрастен, как сама природа. Многие исследователи исписали тома, чтобы обосновать эту ложную истину. Да, действительно, Шекспир не подска­ зывал зрителю своего отношения к геро­ ям и не превращал их в рупоры собст­ венных идей. Да, он не подчинял ход со­ бытий в пьесах авторскому произволу, а вскрывал тайные пружины, которые уп­ равляли людьми как бы помимо его воли. Да, Шекспир не робел перед ужасами жизни и бестрепетной рукой писал кар­ тины убийств и преступлений. Но никогда Шекспир не был равно­ душным! Сын своего времени и своего класса, он с головой окунулся в водово­ рот социальной борьбы. Он никогда не укрывался в тихой гавани прошлого и, обращаясь к «делам давно минувших дней», обличал в них современность. В мрачных временах короля Лира он ви­ дел елизаветинскую Англию, раздирае­ мую жесточайшими противоречиями. Всю жизнь поэт восставал против мрачного наследия средневековья, ду­ шившего Англию, и не нужно было быть слишком проницательным, чтобы в тра­ гедии Ромео и Джульетты увидеть пе­ чальную судьбу не только веронских лю­ бовников, но и молодых англичан. В лице Макбета и Ричарда III Шекс­ пир проклинал королей, воздвигнувших свой трон на трупах. И эти проклятья поэт посылал не только правителям про­ шлого и настоящего, но и тем, кто в бу­ дущие времена последует их примеру. Не было сильнее проклятий, чем те, которые вырвались из уст величайшего поэта! Но не было и более могучего гим­ на человечности и благородству, чем тот, что прозвучал в образах Гамлета и Отел- ло, Врута и Лира, Дездемоны и Корде­ лии. Буржуазные шекспироведы пролили море чернил, чтобы доказать, будто ав­ тором шекспировских пьес был не из­ вестный миру простолюдин, сын мелко­ го лавочника, а аристократ, не пожелав­ ший открыть своего авторства. Они пи­ сали, что в пьесах Шекспира нет и на­ мека на народолюбие, — недаром, мол, он изображал преимущественно сильных мира сего. Шекспир всегда чутко прислушивался к движению «крота истории», всегда от­ давал себе отчет в том, что поддержка или безразличие народа определяют судьбы самых выдающихся личностей, а простой шут у него наделен такой муд­ ростью, к которой король Лир смог прий­ ти лишь ценой жестоких страданий. Шекспир поднимал глубочайшие пла­ сты человеческой психологии, волнуя людей самых различных народов, времен и классов. В этом смысле он общечело­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2