Сибирские огни, 1964, №4
И Демин, рассказав о тяжкой беде, его настигшей, — о погибшем друге, и о подвиге,, как будто и напрасном, затем безо всякой натяжки переходит к изо бражению, или, точнее, — к пережива нию (ведь поэма недаром названа лири ческой), больших работ, ему предстоя щих. Здесь нет и доли нарочитости: ведь только что ночью, пробираясь через тай гу к товарищу, которому уже не могло помочь никакое лекарство, побеждая страх, отвергая искушение покоя, герой, хоть того и не заметил, душевно выра стал, набирал силы, добывал мужество, которое пригодилось ему для новых дальних дорог. Что скрывать, не просто ск алы р в а т ь , п р о с ты в а т ь и затемно в с т а в а т ь , об ую те по ночам скучать, а р а с с в е ты у костров встреч ать . Что ск р ы в а т ь . . . но осты вать н ел ь зя ! Ж д у т д р у з ь я . Т оропятся д р у з ь я . Бывает так — отличное слово — дружба — произносится словно на ве тер, слишком легко, не подкрепленное жизненной полнотою образов. Тогда оно остается только внешним, условным зна ком. Но если высокое речение поддержано благородным чувством и поступком, оно сразу же становится жизненно достовер ным. Самый шаг стиха приобретает боль шую весомость и отчетливость. Может быть, поэтому Демин иногда и подчеркивает грузноватость своей по ходки, неуклюжесть своего облика. Но не эта как бы выставленная напоказ раз машистость и сутулость, как, впрочем, и не декларативные возгласы, вроде — «Пора, пора потолковать с эпохой, по стичь ее, подняться вровень с ней», — вводят нас в мир, открывшийся поэту, а те стихи, в которых действительно за печатлена движущая сила времени, — В о т он, в ек мой! .. .С сади ны на кож е С б о р о з д ам и тракторными схожи , С глиною степною схож а кож а . С глиною степной, с зем л ею русской . И прожилки что речные р у сл а . . . Вон в сп л етен ьё вен гол убо ваты х Руки зем л е к о п а и с о л д а т а . . . Далее, далее разглядывает поэт руки мастеров, лежащие на столовой клеенке, в час обеденного перерыва, и перед ним проходит вереница рабочих судеб, чреда трудовых биографий — широко взятый жизненный срез... Вот такие стихи и вправду позволяют постичь эпоху, ее кровь и плоть, они оказываются опорны ми пунктами в тех поисках, которые ве дет и сам поэт, овладевая словом так же, как его герои овладевают сложней шими механизмами и искусными прие мами. своих профессий. 5 Сопоставленье стихового мастерства с любым иным мастерством лишено какой бы то ни было условности. Еще в 1918 году Маяковский написал стихотворение «Поэт рабочий», в котором сблизил труд поэта с трудом деревообделочника, ры бака, кузнеца, моториста. Сблизил и од новременно подчеркнул его особенности. Людские умы, сердца, слова — вот «объекты» и одновременно «средства» поэтического творчества. Они должны быть поняты и введены в дело во всем своеобразии для того, чтобы «коэффи циент полезного действия» стиха был полностью реализован. В прошлые года бывалые люди, пере ступая порог литературы, частенько го товы были опираться более всего на свой житейский опыт, не надеясь и не стараясь познать «тайны» словесного мастерства. Теперь же подобная люби тельщина, дилетантизм встречается все реже и реже. А между тем, среди моло дых поэтов многие обладают другими специальностями. Для каждого из них нелитературная профессия отнюдь не «гарантийное свидетельство», обеспечи вающее безмятежное существование в поэзии, а исход, начало предстоящих странствий, разведка, ожидающая про должения, навыки, которые надо поста раться применить в работе над стихом. К примеру, Александр Валин, про шедший через горнило войны, овладев ший йскусством металлурга, старается с наибольшей точностью — приобретен ной в кузнечном цехе! — определить, как «в диком скрежете железном обо значается строка». Ведя разговор со своей музой, он дер жит себя уверенно, потому что ему дает на это право ощущение своей умелости, своей власти над металлом. П о гляди н а меня в работе : Глы б а со лн ц а — под кочергой. З а х о ч у — в многотонном в зл ете Р а сп л а с т а е т с я с т ал ь под рукой. Но Александр Балин не намерен ог раничивать свою музу, замыкать ее в стенах цеха. Именно потому, что он на стоящий рабочий поэт, ему до всего есть дело. Ему надо рассказать о том, как «десантники семнадцатой бригады — че тыре тыщи голых мужиков» пришли на свое «первое свидание», а затем унесли с собою в битву чистое воспоминание о «беленькой врачихе», осматривавшей их. Надо рассказать и о том, какую тяже лую и прекрасную жизнь прожил чело век, воевавший и работавший без уста ли, так и не понявший красоты собствен ного существования. Вот для того, что бы эти строки были достойны заключен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2