Сибирские огни, 1964, №4

■этими справедливыми соображениями ■следуют поступки. Готовность к испыта­ ниям и стремленье много знать видны в стихах, рассказывающих: о посевной, о ■дороге, о целинных знакомствах, о встре­ чах на улицах и в домах родного города. Правда, встречи эти бывают разного порядка. В «Досках почета» поэт раз­ глядел многое: мастерство и неутоми­ мость плотников, доярок, слесарей. А стихотворение «В квартире властвует ремонт» — это лишь упоминанье о до­ машних неурядицах, материал для жало­ бы в домоуправленье. В «Дарье Захарь- евне» читатель находит умную и выра­ зительную характеристику человеческой судьбы, за которой угадывается боль­ шое жизненное содержание. А в стихо­ творении «Дом обуви» играет в волей­ бол» — беглую зарисовку. Неравноцен­ ность этих стихов очевидна. Можно предположить, что этот стихо­ вой репортаж есть не что иное, как «из­ держки» все того же, по своему сущест­ ву доброкачественного и плодотворного стремления к достоверности. Факты, не включенные в цепь высокого поэтическо­ го напряжения, не ставшие звеном {именно так назвал Куняев свою первую книгу) целостного ряда образов, в конце концов остаются лишь грудой подробно­ стей, увы, так и не слитых воедино, не сочетающихся в стиховой строке. То же происходит, когда поэт, — должно быть, опасаясь орнаментальных излишеств, — добивается крайней обна­ женности стиха, когда сдержанность пе­ реходит в сухость, а деловитость в аске­ тизм, в самоограничение. В стихотворе­ нии «Фламинго» поэт и ведет речь о своей готовности пренебречь необяза­ тельными красотами. Ему очень хоте­ лось посмотреть невиданных птиц, при­ летающих к Кургальджинскому озеру из Индии, но 1 . . .с к а з а т ь откровенно , в з а б о т а х се р ь е зны х — е бы то вы х , в культм ассовы х , в х л ебор обны х З а б ы в а л я этих к р аса ви ц се зонны х , З а б ы в а л я об этих т ел ах инородных . Поэт так и уехал, не повидав фламин­ го, да еще заявив, что совсем не сокру­ шается по этому поводу, а между тем ему снились «Розовокрылые птицы, тан­ цевавшие медленный-медленный танец». И конечно же, недаром он их именем на­ звал стихотворение. Нарочитая тяжеловесность (а мы уже знаем, что Куняев может писать и пи­ шет совсем по-иному) приведенных строк й нарочитый отказ от Кургальджинских чудес здесь имеют одно и то же назначе­ ние, один и тот же смысл. И право же, в этой решимости пожертвовать чудесами ради забот есть что-то от тех времен, когда некоторые горячие головы атако­ вали лирику во имя поисков «речи точ­ ной и нагой». Они. забывали о том, что точность речи и ее лирическая напря­ женность Такие же надежные союзники в стихе, так же дружат меж собой, как деловые заботы и головокружительные чудеса в реальной действительности. В наши дни подобные заблуждения рассеиваются быстро. Сам же Куняев с увлечением пишет и о веселых зеленых берегах, лютиках, незабудках, и о со­ звездии. Волосы Вероники с оранжевы­ ми лучами. Но тем досаднее видеть, что порою он начинает сдерживать свое пе­ ро, глушить, обесцвечивать свой стих, выставлять напоказ его скелет. Леонид Мартынов, которому Куняев посвятил своих «Фламинго», хорошо сказал об архаизме кубистских форм, о победе струистых линий в технике и в искусст­ ве. А струистость в поэзии предполагает •многоцветное, раскованное, мелодиче­ ское звучание стиха, его крылатость... Сильных, красивых, высоких слов и не может чураться поэт, провозгласив­ ший «необходимость песни». Когда Ку­ няев изображает вступление своего сы­ на в жизнь, находя при этом интонации и возвышенные, и нежные, и усмешли­ вые: когда он говорит о чудесном «пре­ вращении» своей руки в руку любимой: когда он воспевает «скорости великих революций», мы опять и опять уверяем­ ся: именно это свободное движение — не от локтя, а от плеча! — было, есть и будет по сердцу и по стати нашей поэ­ зии. П у с ть н есет меня им вопреки На невычисленны е орбиты Н е и зв е с тн ая скорость строки , __ так завершил свою книгу Куняев. В этих словах — не только задор моло­ дости, но и энергия работника, уже на­ чинающего узнавать и свои силы, и раз­ меры ответственности, им на себя при­ нятой. У М. Демина в его новой книге «Па­ раллели и меридианы» и в «будничной», в рядовой строке живет нетерпеливая жажда созидательного действия. Свою «лирическую поэму» он заключает ди­ намической картиной: . . .С к в о з ь о б л ак а , . С к в о з ь ветер боя З ем л я гл а з ам иных миров Д о л ж н а теперь п р ед ст ать не голубою , А красной — о т строи тельны х ко с тро в . Вот черта, характерная для многих сегодняших стихов планетарного разма­ ха! Она резко отличает их от той поры, когда поэты «планеты перекидывали как комья», уходя от земной «прозы» в меж­ звездные пространства. Нынче же и на слова, сказанные о космосе, ложится отблеск реальных дел и забот, которые тревожат работников самых что ни на есть «наземных» профессий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2