Сибирские огни, 1964, №4
Всею логикою образов, логикой реаль ных фактов, за этими образами стоя щих, «Суд памяти» подтверждает: ТРУД — это смысл, оправдание, цель че ловеческого существования. Именно по этому он неотделим от высокой злобы дня, от всего единства задач, которые решает трудовое человечество в середи не двадцатого века. Проходя по этим разветвленным путям, пересекающимся, сходящимся к узловым, определяющим центрам общественной жизни, наша поэ зия становится способной воплощать и радость свободного труда, и его мощное, действенное участие в исторических свершениях. Потому что только в обще стве, очищенном от эксплуатации, чело век становится настоящим человеком, находящим счастье в труде. 4 Итак, в движении образов эпического звучания, озаренных пламенем истори ческих процессов, отчетливо выступает вездесущая и первенствующая сила труда. Властно и уверенно она входит и в лирические строки, воссоздающие нравственную биографию поэта, его ду шевное созревание. Казалось бы, тут стих движется совсем иными путями: здесь все очень индивидуально, очень непосредственно, очень сокровенно. Но и в этой сугубо личной откровенности, в чутко запечатленных тончайших оттен ках чувств внятно слышна уверенная по ступь созидания; здесь слито рождение неисчислимых материальных ценностей и возникновение величайших ценностей духовных. Всеобъемлющее творчество, ставшее законом жизни всех и каждого, и есть питательная среда нашей поэзии. Единая, общая почва и — бесконечное разнообразие возросших на ней дарова ний! Читатель с увлечением следит за этим формированием поэтических характеров, происходящим в самой гуще жизни. И чем решительнее, увереннее молодой поэт в своем приобщении к времени — тем щедрее дарит его время полнотою чувств, ясностью и остротой мысли. Станислав Куняев постарался сразу же определить — что позволяет ему приблизиться к людям, открыть доступ к их сердцам. Р а зл и ч аю труды и печали, Словно поч ерк читаю вчерне, Р а зб и р аю сл о в а и печати Н а вы соком и низком челе. И точно, — он не ограничивается вос произведением бросающихся в глаза подробностей, идет вглубь, к самой сути. В стихотворении «Память» он изобра зил шофера, который с удивительной точностью запомнил «все фамилии взводных и ротных, расположения бата рей, имена товарищей ратных...» По ме ре того, как разворачивается этот пере чень, мы все яснее видим, что перед н а ми не просто ворох воспоминаний, а био графия, жизнь человеческая. Она скла дывается из точных поступков, из крас норечивых определений: «где наводшп переправу, где лежал, где бежал, где по лучил эту рану, где оборону держал», в финале — «руины прусских соборов, на звания нерусских рек». И когда поэт за вершает рассказ восклицанием: Ну и п ам я ть бы л а у ш офера ! Удивительный ч еловек ,— мы отлично понимаем, что удивлять ся здесь стоит не только памяти бывше го сапера, теперь покорителя целины, но и пути, им пройденному, его способности все выдержать, все преодолеть. Явственно выступающее в этих, будто бы «перечислительных», строках же ланье опираться на реальные факты, на живые дела угадывается и в других сти хотворениях Куняева. Он не дает места, риторическим возгласам и бессодержа тельному умилению. Эта ненависть к отвлеченным востор гам идет рядом с уважением к настоя щим подвигам, к подлинным героям. Мо лодой поэт ищет крепкой жизненной опоры для слов, способных передать истинный пафос созидания. Благословенны м уд ры е слова : печник и п а х а р ь , пасечник и плотник, — восклицает он, вовсе не намереваясь ог раничиваться лишь этими «древними» профессиями. Рядом с печником встает водитель сложных машин, рядом с па сечником — создатель межпланетных ракет. Профессии и обозначающие ирс слова хороши, «потому что все они ■— деянье», все они—сгустки «вдохновенья и добра». Вот программа, с которой Куняев пу стился в путь. Ему удалось произнести слова, которые стали крылатыми: «доб ро должно быть с кулаками». Стоит вер нуться к этим строкам, обратившим на себя внимание многих, чтобы подчерк нуть: добро здесь — не отвлеченная эти ческая категория, не достоинство, отли чающее некоторых людей: в победе об щественного добра, способного дробить «замки оков», поэт видит «смысл исто рии». И об этом стоит сказать потому, что добро в представлении иных моло дых — и не только молодых! — литера торов сводится лишь к «частным», «бы товым» отношениям. Подобного мелко травчатого морализирования, к счастью, нет в стихах Куняева. Свои нравствен ные оценки он проверяет практикой, об щением с работниками. Поэт порой обращает к самому 'Себе и своим сверстникам слова укоризнен ные и предупреждающие: «Душа, го товься к испытаньям — их мало было у меня». «Мало знаешь, да много пи шешь — это можно, но до поры». А за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2