Сибирские огни, 1964, №4
Р о е т , Р о е т . Т еп ерь ни бог его, ни черт О тсю да не уволит. Теп ерь он сам хозяин зд е сь , Б а т р а к И управляющий . И сила есть И х в а тк а есть В его рук ах пока ещ е . Перед нами прилежный, трудолюби вый человек, работяга... Он не жалеет мышц для того, чтобы спасти свою семью от голода, нищеты, и, должно быть, заслуживает всякого уважения, так же, как и любой труженик... Однако на поверку выясняется, что затрата мускульной энергии может озна чать многое и разное. Более того, даже я человек, добывающий хлеб своим тру дом, никого не эксплуатирующий, не вор, не хищник подлежит суду — суду ■своего времени, суду народов, суду все го трудового человечества, а не отвле ченным нормам, — вне времени и про странства, то есть вне реальных истори ческих обстоятельств, и потому бессиль ным, ничего не значащим. Реальная сложность жизненных свя зей, живые интересы борьбы за свободу и счастье народов, революционная тео рия, подкрепляемая и проверяемая рево люционной практикой, — вот что откры вает нам дорогу к постижению и утвер ждению вечных истин — добра, спра ведливости, красоты. И труда! — пото му что и труд может быть оценен по его подлинной стоимости лишь в тесной свя зи с политическими и нравственными по требностями своего времени. В самом деле — Хорст, который, как мы видйм, работает не за страх, а за со весть, не жалея себя, никого не задевая, тем не менее оказывается подсудимым, а может быть, и обвиняемым перед ли цом истории. Вина его в том, что он вы ключил себя, или, точнее, счел выклю ченным, из цепи событий, в которых он участвовал, да и участвует, не желая того признавать. Хорст зарабатывает на жизнь тем, что собирает пули на старом стрельбище... .Много лет здесь упражнялись солдаты германского империализма, перед тем как сделать бросок на юг и запад, во сток и север. Теперь один из вчерашних «завоевателей» переплавляет собранный им страшный посев, не вспоминая о про шлом, а значит, и не думая о будущем. Потому что уроки прошлого и поиски грядущего неразделимы. Вот так возникает суд памяти и самое воплощение его: «Босая Память — ма ленькая женщина». Рядом с тремя чело веческими характерами — забывчивым Хорстом, яростным Куртом, неосторож ным, смелым Гансом — появляется об раз иного плана, живое поэтическое обобщение, представляющее огромный жизненный пласт судеб, стремлений, чувств. — Не узнаеш ь1 Я П ам я т ь о войне. — И з а п а х н у л а с ь красным п о л уш ал к ом . — Ты р у с с к а я ? Тогда зач ем ко мне? Я не был т ам . — Но я и париж анк а , И ч еш к а я . . . П об уд ь в моих ночах, Моей п еч ал ью и тревогой м ая сь . М енялись ф л а ги на ее плечах , Черты ли ц а и голоса менялись. И лиш ь с л е з а — одна на всех . С о дн а Лю д ск о го , немелеющ его горя . Вот высота, с которой вершится суд! Вот пределы обвинительного акта, предъявляемого не только тому, 'кто го товит новое человекоистребление, но и тому, кто устраняется от борьбы, счита ет себя ни в чем не участвующим, ни пе ред кем не отвечающим. — Я м а т ь тобой убитых сыновей . Т обой убиты х . И тобой з а бы ты х ,— эти слова Босой Памяти обращены, ко нечно же, не только к Курту, но и ко всем, кто подобно ему старается жить по принципу «сам за себя», дескать, — «Он маленький, забытый человек. Ведь все равно не излечить калек. Ведь все равно убитых не поднять»... Поэтическая мысль идет расширяю щимися кругами. —- Маленький чело век, что же дальше? Каковы размеры ответственности перед неотвратимо дви жущимся временем? Можно ли выйти из схватки, заключить свой маленький се паратный мир? Что такое порядочность, честность, прилежание? Вот нити образ ных решений, тесно сплетенных в поэме, сросшихся в нерасчленимое единство. А ведь начинается все с работы, с то го, что Герман Хорст идет «в засеянный простор, в зарейнские поля», ожидая, что щедрая земля поделится с ним «сво им трудом, своим зерном». И точно: пуль в немецкой земле, «как зерен в пашне»; горестная и злая мета фора получает дальнейшее развитие: «пули сами просто так росли-росли и вы росли», «какой тяжелый урожай. Сплош ной свинец». Так плотно вгоняет поэт свою мысль, свою убежденность в самую ткань слова, пропитывает ею движение строк. Если для Хорста — «Работа есть работа! Без помех. Патронный цех как макаронный цех», — то для непокорного отважного Ганса: «Патронный цех как похоронный цех». И в этих рядом стоящих, казалось бы, совсем . простых уподоблениях — два взаимоисключающих взгляда на жизнь, два несовместимых, полярных представления о труде...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2