Сибирские огни, 1964, №4

Странствуя с младенческих лет, Пан­ ченко нимало не потерял в полноте, ор­ ганичности своего восприятия родной земли. Конечно же, поэты, которые хо­ рошо знают и любят свой «с детства от­ меренный» угол, в свою очередь способ­ ны всем сердцем ощущать ширь Отчиз­ ны, беспредельность нашего времени. Иначе и быть не может: несравненная пушкинская, некрасовская отзывчивость русской поэзии, принявшей на себя от­ ветственность за все трудовое человече­ ство, передалась поэзии социалистиче­ ской, воодушевленной идеями братства народов и рас. Сегодня даже не перечислить все пу­ тевые стихи, в которых отразилось при­ общение поэтов к жизни братских наро­ дов. Речь идет прежде всего не об осо­ бенностях «этнографического» порядка, а о постижении облика народа, его ду­ ховного и материального творчества — неотъемлемого звена всей нашей социа­ листической культуры. Так возникают объемные, просторные картины, в кото­ рых многие и разнородные впечатления имеют единый, общий центр. В одном из характернейших произведений этого ря­ да — «Поэме возвращения» Михаила Луконина — «дальние миры», «схожде­ ние зимы и лета» — все сошлось, завя­ залось в памяти и в сердце одним узлом. Повидав страны Азии, поэт знает: «И хлеб, и рис народов схожи», и еще лю­ бовнее вспоминает родной волжский хлеб: и его теплый запах, и борьбу за него с врагами социализма, и его добрую силу. В дальней стороне поэт по-новому пережил и оценил величие Отчизны. На­ чальные представления стали частью многогранного образа современности. Пафос возвращения к истоку с обога­ тившейся душою живет во всех братских отрядах нашей поэзии. Это общность работников, запросто понимающих друг друга, потому что профессии и края у них разные, суть жизни единая — трудовая, социалисти­ ческая! 3 К какому бы роду или виду человече­ ской деятельности мы ни обратились — все новые неоспоримые факты подтвер­ ждают истинность мысли, однажды вы­ сказанной А. М. Горьким: «Свободный ТРУД ~ вот точка опоры, которую тре­ бовал Архимед, чтобы перевернуть мир». В искусстве обращение к опорной точ­ ке, то есть понимание определяющей, первенствующей силы труда, позволяет художнику находить ключи для решения самых острых, самых жгучих вопросов современности. Сложность обществен­ ных противоречий освещается лучом об­ разного анализа, и свободное, естествен­ ное течение стиховых строк, охватывает ход истории, воплощенный в развити» человеческих характеров и судеб. Так написана и поэма Егора Исаева «Суд памяти». Это действительно поэ­ ма, а не рифмованный рассказ или по­ весть. Здесь введены в дело именно те движущие силы, которые дают возмож­ ность нашей поэзии сочетать жаркую страстность и широту познания, выра­ зить личную, кровную убежденность поэта и объективную правду времени. Над тем, какое место занимают сего­ дня в стихе ассоциации, сопоставления, наша критика еще только начинает за­ думываться. Порою «ассоциативность» объявляется признаком модернизма и ставится в связь с раздробленностью декадентского восприятия, с его откро­ венным субъективизмом, с трусливым бегством от реальных закономерностей общественного бытия. Однако, в дейст­ вительности, модернисты отказываются от тех возможностей сопоставления и сближения «далековатых идей» (как го­ ворили в восемнадцатом веке!), которые предоставляет поэзии современная нау­ ка. Они разрывают в своих сочинениях связи, ныне доступные взгляду и воздей­ ствию человека, — связи между поли­ тикой и нравственностью, между лично­ стью и обществом, между образным творчеством и стремлениями, трудами, чаяниями народа. Ассоциации и сопоставления, пере­ дающие сложное и тесное взаимодейст­ вие разных, казалось бы, далеко отстоя­ щих жизненных рядов, служат художни­ ку, вооруженному идеями научного ком­ мунизма. В его руках они средство и по­ знания эпохи, и утверждения ее самых светлых, смелых идеалов. Тому свидетельство и «Суд памяти». Первую главу поэмы открывает изобра­ жение летящего в пространствах Вселен ной земного шара: Един ая ! С пятью м а т ери к ам и * И с вы во д к ам и р а зны х островов ,. С п ел ен ат ая м я гк о облаками , О веянн ая ты ся ч ью ветров , Л еги т З ем л я . Неправда ли, это образ планетарный, возникающий словно в отдалении? Но за ним следуют иные планы, тотчас при­ ближающие к нам земные дела. Это смещение, ' сближение не только про­ странств, но и времен. Все четыре изме­ рения объяты в их нераздельном, под­ линном единстве. И сутью, содержанием проникновенного и трезвого анализа оказывается человек вместе с его рабо­ той. И Х о р с т коп ал , И о т се в ал , И уд и вл я т ь ся забы в а л : Он просто д е л о делал . К а к буд то выш ел в огород И роет,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2