Сибирские огни, 1964, №4
Странствуя с младенческих лет, Пан ченко нимало не потерял в полноте, ор ганичности своего восприятия родной земли. Конечно же, поэты, которые хо рошо знают и любят свой «с детства от меренный» угол, в свою очередь способ ны всем сердцем ощущать ширь Отчиз ны, беспредельность нашего времени. Иначе и быть не может: несравненная пушкинская, некрасовская отзывчивость русской поэзии, принявшей на себя от ветственность за все трудовое человече ство, передалась поэзии социалистиче ской, воодушевленной идеями братства народов и рас. Сегодня даже не перечислить все пу тевые стихи, в которых отразилось при общение поэтов к жизни братских наро дов. Речь идет прежде всего не об осо бенностях «этнографического» порядка, а о постижении облика народа, его ду ховного и материального творчества — неотъемлемого звена всей нашей социа листической культуры. Так возникают объемные, просторные картины, в кото рых многие и разнородные впечатления имеют единый, общий центр. В одном из характернейших произведений этого ря да — «Поэме возвращения» Михаила Луконина — «дальние миры», «схожде ние зимы и лета» — все сошлось, завя залось в памяти и в сердце одним узлом. Повидав страны Азии, поэт знает: «И хлеб, и рис народов схожи», и еще лю бовнее вспоминает родной волжский хлеб: и его теплый запах, и борьбу за него с врагами социализма, и его добрую силу. В дальней стороне поэт по-новому пережил и оценил величие Отчизны. На чальные представления стали частью многогранного образа современности. Пафос возвращения к истоку с обога тившейся душою живет во всех братских отрядах нашей поэзии. Это общность работников, запросто понимающих друг друга, потому что профессии и края у них разные, суть жизни единая — трудовая, социалисти ческая! 3 К какому бы роду или виду человече ской деятельности мы ни обратились — все новые неоспоримые факты подтвер ждают истинность мысли, однажды вы сказанной А. М. Горьким: «Свободный ТРУД ~ вот точка опоры, которую тре бовал Архимед, чтобы перевернуть мир». В искусстве обращение к опорной точ ке, то есть понимание определяющей, первенствующей силы труда, позволяет художнику находить ключи для решения самых острых, самых жгучих вопросов современности. Сложность обществен ных противоречий освещается лучом об разного анализа, и свободное, естествен ное течение стиховых строк, охватывает ход истории, воплощенный в развити» человеческих характеров и судеб. Так написана и поэма Егора Исаева «Суд памяти». Это действительно поэ ма, а не рифмованный рассказ или по весть. Здесь введены в дело именно те движущие силы, которые дают возмож ность нашей поэзии сочетать жаркую страстность и широту познания, выра зить личную, кровную убежденность поэта и объективную правду времени. Над тем, какое место занимают сего дня в стихе ассоциации, сопоставления, наша критика еще только начинает за думываться. Порою «ассоциативность» объявляется признаком модернизма и ставится в связь с раздробленностью декадентского восприятия, с его откро венным субъективизмом, с трусливым бегством от реальных закономерностей общественного бытия. Однако, в дейст вительности, модернисты отказываются от тех возможностей сопоставления и сближения «далековатых идей» (как го ворили в восемнадцатом веке!), которые предоставляет поэзии современная нау ка. Они разрывают в своих сочинениях связи, ныне доступные взгляду и воздей ствию человека, — связи между поли тикой и нравственностью, между лично стью и обществом, между образным творчеством и стремлениями, трудами, чаяниями народа. Ассоциации и сопоставления, пере дающие сложное и тесное взаимодейст вие разных, казалось бы, далеко отстоя щих жизненных рядов, служат художни ку, вооруженному идеями научного ком мунизма. В его руках они средство и по знания эпохи, и утверждения ее самых светлых, смелых идеалов. Тому свидетельство и «Суд памяти». Первую главу поэмы открывает изобра жение летящего в пространствах Вселен ной земного шара: Един ая ! С пятью м а т ери к ам и * И с вы во д к ам и р а зны х островов ,. С п ел ен ат ая м я гк о облаками , О веянн ая ты ся ч ью ветров , Л еги т З ем л я . Неправда ли, это образ планетарный, возникающий словно в отдалении? Но за ним следуют иные планы, тотчас при ближающие к нам земные дела. Это смещение, ' сближение не только про странств, но и времен. Все четыре изме рения объяты в их нераздельном, под линном единстве. И сутью, содержанием проникновенного и трезвого анализа оказывается человек вместе с его рабо той. И Х о р с т коп ал , И о т се в ал , И уд и вл я т ь ся забы в а л : Он просто д е л о делал . К а к буд то выш ел в огород И роет,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2