Сибирские огни, 1964, №4

И. ГРИ Н Б Е Р Г ЩЕДРЫЙ ИСТОЧНИК ...Молодая советская республика еще вела бои на западе, юге, востоке страны. Демьяну Бедному предстояло еще нане­ сти крепкий удар по белогвардейщине, написав «Манифест барона фон-Вранге- ля», предстояло рассказать о том, как действует красная конница на южном фронте... Но в эти же боевые дни поэт пишет «Песню труда», проникнутую страстью созидания. Одна за другой воз­ никают картины близкого завтра, снова и снова звучат призывные слова: П оет пил а . З в ен и т топор. С нуждою т р у д в с туп ае т в спор. Ч тоб з а к и п е л а ж и зн ь вокруг, Р аб о т а й , д ру г ! В самые острые, напряженные часы гражданской войны, отражая и громя врага, строители нового мира готовились к мирному творчеству. Шли ожесточен­ ные споры о том, каким будет новый быт, новая культура, новое искусство. И в этих спорах неизменно правда была на стороне тех, кто по достоинству оцени­ вал ростки нового, уже пробивавшие се­ бе путь, уже ставшие частью советской действительности: и неизменно терпели заслуженное поражение сочинители от­ влеченных норм и догм, пренебрегавшие развитием народной жизни, навязывав­ шие ей свои измышленные конструкции. Вот, например, как выглядело не толь­ ко искусство, но и все бытие человече­ ское в представлении пролеткультовцев, предвещавших установление «механизи­ рованного коллективизма». «Проявле­ ния такого механизированного коллекти­ визма, — писали они, — настолько чуж­ ды персональности, настолько аноним­ ны, что движение этих коллективов — комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет че­ ловеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализированные шаги, есть лица без экспрессий, душа, лишен­ ная лирики, эмоция, измеряемая не кри­ ком, не смехом, а манометром и таксо­ метром». Можно найти много веских и верных слов для того, чтобы показать, как эти рассуждения, сегодня звучащие попро­ сту пародийно, далеки от понимания подлинной природы коллективности, на тысячу ладов выраженной в социалисти­ ческом обиходе. И одно из самых убеди­ тельных доказательств — устремления молодой советской поэзии, с первых ша­ гов показавшей, что ей дороги и челове­ ческие души, и полнота лирического пе­ реживания, и смелый полет мысли — для того именно, чтобы выразить силу творческого труда во всей ее многоли­ кой щедрости. Стучу, стучу я молотком , Верчу , верчу т р у б у на ломе , — И о т го в а р и в а е т с я гром И в в о зд у х е и в к аж д о м доме . А на д воре -то после стуж # Т а к а я ж е кипит починка . Ой, сколько , ск о л ьк о майских л уж — О бре зк ов голубо го цинка? - Так начинал Василий Казин, и он был не один: «Молодогвардейцы», «Кузне­ цы», поэты, принадлежавшие к иным творческим объединениям, вступили в спор о труде и о трудовом человеке, ставшем тогда хозяином шестой части планеты. Сразу же стало ясно, что благородное могущество труда не способны передать строки, касающиеся лишь особенностей профессии, примет ремесла. Рабочее ме­ сто нашего современника — это высота, позволяющая отчетливо видеть связь су­ деб и направление событий. В стихах и поэмах, прочно вошедших в нашу жизнь, тесно слиты нравственность и политика, история и повседневность, личность и народ — все грани человеческого бытия. Историкам литературы предстоит рас­ сказать о том, как развивалась эта тра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2