Сибирские огни, 1964, №4
И. ГРИ Н Б Е Р Г ЩЕДРЫЙ ИСТОЧНИК ...Молодая советская республика еще вела бои на западе, юге, востоке страны. Демьяну Бедному предстояло еще нане сти крепкий удар по белогвардейщине, написав «Манифест барона фон-Вранге- ля», предстояло рассказать о том, как действует красная конница на южном фронте... Но в эти же боевые дни поэт пишет «Песню труда», проникнутую страстью созидания. Одна за другой воз никают картины близкого завтра, снова и снова звучат призывные слова: П оет пил а . З в ен и т топор. С нуждою т р у д в с туп ае т в спор. Ч тоб з а к и п е л а ж и зн ь вокруг, Р аб о т а й , д ру г ! В самые острые, напряженные часы гражданской войны, отражая и громя врага, строители нового мира готовились к мирному творчеству. Шли ожесточен ные споры о том, каким будет новый быт, новая культура, новое искусство. И в этих спорах неизменно правда была на стороне тех, кто по достоинству оцени вал ростки нового, уже пробивавшие се бе путь, уже ставшие частью советской действительности: и неизменно терпели заслуженное поражение сочинители от влеченных норм и догм, пренебрегавшие развитием народной жизни, навязывав шие ей свои измышленные конструкции. Вот, например, как выглядело не толь ко искусство, но и все бытие человече ское в представлении пролеткультовцев, предвещавших установление «механизи рованного коллективизма». «Проявле ния такого механизированного коллекти визма, — писали они, — настолько чуж ды персональности, настолько аноним ны, что движение этих коллективов — комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет че ловеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализированные шаги, есть лица без экспрессий, душа, лишен ная лирики, эмоция, измеряемая не кри ком, не смехом, а манометром и таксо метром». Можно найти много веских и верных слов для того, чтобы показать, как эти рассуждения, сегодня звучащие попро сту пародийно, далеки от понимания подлинной природы коллективности, на тысячу ладов выраженной в социалисти ческом обиходе. И одно из самых убеди тельных доказательств — устремления молодой советской поэзии, с первых ша гов показавшей, что ей дороги и челове ческие души, и полнота лирического пе реживания, и смелый полет мысли — для того именно, чтобы выразить силу творческого труда во всей ее многоли кой щедрости. Стучу, стучу я молотком , Верчу , верчу т р у б у на ломе , — И о т го в а р и в а е т с я гром И в в о зд у х е и в к аж д о м доме . А на д воре -то после стуж # Т а к а я ж е кипит починка . Ой, сколько , ск о л ьк о майских л уж — О бре зк ов голубо го цинка? - Так начинал Василий Казин, и он был не один: «Молодогвардейцы», «Кузне цы», поэты, принадлежавшие к иным творческим объединениям, вступили в спор о труде и о трудовом человеке, ставшем тогда хозяином шестой части планеты. Сразу же стало ясно, что благородное могущество труда не способны передать строки, касающиеся лишь особенностей профессии, примет ремесла. Рабочее ме сто нашего современника — это высота, позволяющая отчетливо видеть связь су деб и направление событий. В стихах и поэмах, прочно вошедших в нашу жизнь, тесно слиты нравственность и политика, история и повседневность, личность и народ — все грани человеческого бытия. Историкам литературы предстоит рас сказать о том, как развивалась эта тра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2