Сибирские огни, 1964, №4
Ф. В. Ленгника, А. С. Шаповалова, М. А. Сильвина, Бауэра, Лурье и дру гих. * * ^ После отъезда Владимира Ильича из Красноярска работа марксистских круж ков в Красноярской женской акушерско- фельдшерской школе, а также среди ра бочих, занятых на строительстве и мон таже оборудования железнодорожных мастерских и депо, заметно оживилась. В деле № 1310 жандармского управ ления «По обвинению мещанина города Томска Иннокентия Воронцова в хране нии и распространении нелегальной ли тературы» за 1900—1902 годы, храня щемся в Красноярском краевом архиве, приводятся данные о том, что в первых числах октября 1898 года в квартире Воронцова было собрание рабочих. На этом собрании присутствовало двадцать человек, был выбран кассиром кассы взаимопомощи столяр Никита Гутенко, а Иннокентий Воронцов написал устав этой кассы. Для успешного сбора средств на пар тийно-агитационную работу около конто ры депо «Енисей» была укреплена опе чатанная кружка под иконой «Святителя Николая». За работой красноярских социал-демо кратических кружков внимательно сле дил Владимир Ильич Ленин. Он нахо дился в курсе всей деятельности этих кружков и особенно по выпуску прокла маций. В 1899 году в своей статье «Наша ближайшая задача» Владимир Ильич Ленин писал: «Семена социал-демократических идей заброшены уже повсюду в России; рабо чие листки — эта первая форма со циал-демократической литературы — знакомы уже всем русским рабочим, от Петербурга до Красноярска и от Кавка за до Урала»1. Социал-демократические кружки, ор ганизованные с помощью В. И. Ленина и его соратников в Красноярске, в Том ске, Иланске, Тайге, Иркутске, Чите, по служили основанием для создания «Си бирского социал-демократического сою за». НА ПАРОХОДЕ <сДЕДУШКА» К 9 часам утра, в воскресенье 20 сен тября 1898 года Владимир Ильич со сво ими попутчицами и провожающими при был на Красноярскую пристань, где стоял под парами готовый к отплытию пароход «Дедушка», лишь названием отличный от «Святого Николая». Такой же двухтрубный, колесный, также отап ливался дровами. Рейс был предпоследним, и пассажи 1 В. И. Л е н и н , Соч., 4 изд., т. 4, стр. 196. ров оказалось много, особенно сплавщи ков плотов и барок. С помощью прово жающих Петра Ананьевича Красикова, Леонида Никитича Скорнякова, Евгения Васильевича Степаненко быстро и удоб но погрузились. Владимир Ильич, Эль вира Эрнестовна, Антонина Максимилиа новна, Ольга Борисовна с Леной поме стились в общую девятиместную каюту третьего класса. Когда прогудел третий гудок, прово жающие и пассажиры распрощались, па роход тронулся, повел за собой баржу вдоль берега, сплошь закрытого плотами и барками с арбузами, дынями, хлебом, маслом, кедровыми орехами, доставлен ными сюда с верховьев Енисея и Тубы. Через час «Дедушка» прошел под же лезнодорожным мостом, почти готовым к открытию. Когда из вида исчез город и его сло бода Таракановка, где находилась дача с библиотекой Г. В. Юдина, Владимир Ильич с палубы пришел в каюту. Там уже налаживалась дорожная жизнь, по путчицы Ильича готовили душистый чай, раскладывали пакеты с провизией. После чаепития Владимир Ильич, из винившись, занялся чтением и просмот ром приобретенных книг и газет. В газете «Енисей» за 20 сентября он обратил внимание на заметку о предва рительной рекогносцировке трассы про ектировавшейся железной дороги от Красноярска до Минусинска через стан цию Козульку, селения Балихта, Ново- селово, Шира, Знаменку, Бородино с пе реходом через Енисей под горой Куней у Потрошилово, сообщил своим попутчи кам и вызвал оживленные пожелания, чтобы скорей это сообщение сбылось. Ольга Борисовна с удивлением наблю дала, как Владимир Ильич необычайно быстро прочитывает страницы, делает пометки, просматривает статьи, схваты вает самое нужное и порой даже ком ментирует. Она, наконец, не выдержала и полюбопытствовала: — Да как же так вы быстро читаете? Владимир Ильич улыбнулся: — Если бы я читал медленно, я бы не успел прочесть все то, что мне нужно для моих работ. В Шумихе стоянка длилась до насту пления темноты: грузили дрова. Погруз ка была закончена поздно, и пароход остался на ночлег. В понедельник утром, 21 сентября 1898 года, как только рассеялся туман, раздались гудки, повторенные эхом в окрестных залесенных горах. Пароход снялся с якоря, взял курс на Езагаш. Разбуженные пассажиры занялись ут ренним туалетом, загремели котелками и чайниками. Около Осинового прииска пароход сделал небольшую остановку, сошли на берег приискатели. Затем, прижимаясь к правому берегу, дошел до деревни Ошаровой, там также высадил несколько плотогонов и, пройдя деревню Доннико-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2