Сибирские огни, 1964, №4
названием Май-да-Ши. Эти скалы, сло женные красноцветным девонским песча ником, имели надписи, рисунки живот ных, нарисованных в недоступных ме стах древними художниками. За Май-да-Шами в овраге находилась небольшая деревушка Ульянова, а за ней в логу деревня Комаркова и утес, под названием Комарковский бык. Владимир Ильич с интересом осмотрел все достопримечательности этих мест и долго любовался дикой красотой приро ды. В наши дни в районе деревни Быстрой на острове Татарском, где когда-то во второй половине XVII века красноярские казаки срубили небольшую Абаканскую крепость, а потом на этом месте декабри сты братья Беляевы имели свою заимку, сооружается речной затон для отстоя судов. От Самохвала до горы Куни на расстоянии 30 километров раскинулся областной центр Хакасии город Абакан с различными заводами, а на южном склоне горы Куни растет обширный го род угля, сукна, машиностроения — Черногорск. Все это пространство от Ку ни до Самохвала, где на Абакане строит ся огромный порт для речных и морских судов, ограждается высокой дамбой, что бы предохранить города Абакан и Чер ногорск от затопления Красноярским мо рем. От живописной горы Куни, также имеющей на своих отвесных скалах ри сунки животных, зверей, нарисованных древними художниками, путь «Красно ярца» лежал по Енисею на пристань Усть-Туба, чтобы запастись дровами. Дровяная пристань Усть-Туба находи лась на.острове при впадении в Енисей реки Тубы, у подножья величественной, овеянной легендами горы Тепсей. От устья реки Тубы «Красноярец» шел к горе Оглахты, протянувшейся вдоль Енисея на 7 километров. Камен ные сфинксы верхней части горы Оглах ты обращены своими склонами на юг, как бы навстречу течению Енисея. Все пассажиры «Красноярца» вышли на носовую палубу, чтобы посмотреть на Богатырскую тропу, хорошо видимую с парохода. Об этой тропе рассказывали легенды. Владимир Ильич заметил зна комую столбовую дорогу, поднимающую ся к северу на хребет Туран и к югу на гребень Тепсея. Ту самую дорогу, по ко торой он, Эльвира Эрнестовна, Глеб Максимилианович, Василий Васильевич ехали 6 мая 1897 года из Сорокине в Минусинск. Путники не успевают оторвать свои взоры от древнейшей Богатырской тро пы, как Енисей делает резкий поворот вправо, почти под прямым углом, и «Красноярец» стрелой несется к новой живописнейшей горе Туран, сложенной из темно-красных верхнедевонских пес чаников. Все пласты и слои Турана, так же как Тепсея и Оглахты, лежат наклон но, навстречу Енисею. Будто могучая река, встретив на своем пути эту горную преграду, накопила огромное водохрани лище во всю Минусинско-Хакасскую кот ловину, опрокинула эти горы, прорвала их и теперь узким ущельем мчится меж ду скал. Пароходик круто повернул влево и во шел в знакомый Владимиру Ильичу Мед вежий перекат, который не мог пройти «Святой Николай» 5 мая 1897 года. Юркий «Красноярец» легко лавировал! в Сорокинских «разбоях», благополучно> причалил к пристани Сорокино. Стоянка длилась пять-шесть минут. Одни пасса жиры сошли — другие вошли. Гудок,, второй, третий—и «Красноярец» вновь летел по быстрому фарватеру Енисея. Пристань Сорокино возникла в 1882 году с открытием пароходного сообще ния на плесе Красноярск—Минусинск то варо-пассажирским пароходом «Моск ва». За 80 лет ее существования отсюда ежегодно отправлялись караваны барж с хлебом в Красноярск, Енисейск, Туру ханск, Дудинку. Красноярское море за топит Сорокино на глубину 2 0—25 мет ров, и местом для пристани будет удоб ный Сыдинский залив. От пристани Сорокино судовой ход на Красноярск лежал в сторону противопо ложного левого берега Енисея к селу Абакано-Перевозному. Здесь со времен- основания Абаканского острога в 1707 году существовала паромная переправа, где Енисей пересекал Ачинско-Минусин ский почтово-арестантский тракт. Пароходик продолжал рейс и в ночное- время. Владимира Ильича пригласил р свою каюту машинист Виталий Николае вич Кудряшев, с которым они познако мились еще раньше в марте—апреле 1897 года, когда Владимир Ильич про живал в Красноярске в доме Поповых. Виталий Николаевич по профессии то карь и механик паровых машин. Он сын крепостного медника. В ранней молодо сти, работая в Новочеркасске, примкнул- к народникам, был выслан в Сибирь, в- село Ужур Ачинского уезда. Там орга низовал в 1884 году сельскохозяйствен ную коммуну, за это был изолирован от крестьян и переводворен в Красноярск Здесь работал на ремонте пароходов, а в 1894 году, когда шкипер парохода «Свя той Николай» Федот Черепанов построил собственный пароход «Красноярец», он взял В. Н. Кудряшева у красноярского полицмейстера под расписку, плавать машинистом на его пароходе. Встречаясь на квартире Поповых, Вла димир Ильич помог Виталию Николаеви чу найти правильный путь, встать на по зиции марксизма. В знак благодарности за это Виталий Николаевич уговорил своего хозяина Федота Черепанова со вершать рейсы на «Красноярце» до при стани Хворостянского около Шушенско го, чтобы в случае какой необходимости держать связь с Владимиром Ильичем. Об этом старые енисейские речники писали в стенных газетах Красноярской.*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2