Сибирские огни, 1964, №4

названием Май-да-Ши. Эти скалы, сло­ женные красноцветным девонским песча­ ником, имели надписи, рисунки живот­ ных, нарисованных в недоступных ме­ стах древними художниками. За Май-да-Шами в овраге находилась небольшая деревушка Ульянова, а за ней в логу деревня Комаркова и утес, под названием Комарковский бык. Владимир Ильич с интересом осмотрел все достопримечательности этих мест и долго любовался дикой красотой приро­ ды. В наши дни в районе деревни Быстрой на острове Татарском, где когда-то во второй половине XVII века красноярские казаки срубили небольшую Абаканскую крепость, а потом на этом месте декабри­ сты братья Беляевы имели свою заимку, сооружается речной затон для отстоя судов. От Самохвала до горы Куни на расстоянии 30 километров раскинулся областной центр Хакасии город Абакан с различными заводами, а на южном склоне горы Куни растет обширный го­ род угля, сукна, машиностроения — Черногорск. Все это пространство от Ку­ ни до Самохвала, где на Абакане строит­ ся огромный порт для речных и морских судов, ограждается высокой дамбой, что­ бы предохранить города Абакан и Чер­ ногорск от затопления Красноярским мо­ рем. От живописной горы Куни, также имеющей на своих отвесных скалах ри­ сунки животных, зверей, нарисованных древними художниками, путь «Красно­ ярца» лежал по Енисею на пристань Усть-Туба, чтобы запастись дровами. Дровяная пристань Усть-Туба находи­ лась на.острове при впадении в Енисей реки Тубы, у подножья величественной, овеянной легендами горы Тепсей. От устья реки Тубы «Красноярец» шел к горе Оглахты, протянувшейся вдоль Енисея на 7 километров. Камен­ ные сфинксы верхней части горы Оглах­ ты обращены своими склонами на юг, как бы навстречу течению Енисея. Все пассажиры «Красноярца» вышли на носовую палубу, чтобы посмотреть на Богатырскую тропу, хорошо видимую с парохода. Об этой тропе рассказывали легенды. Владимир Ильич заметил зна­ комую столбовую дорогу, поднимающую­ ся к северу на хребет Туран и к югу на гребень Тепсея. Ту самую дорогу, по ко­ торой он, Эльвира Эрнестовна, Глеб Максимилианович, Василий Васильевич ехали 6 мая 1897 года из Сорокине в Минусинск. Путники не успевают оторвать свои взоры от древнейшей Богатырской тро­ пы, как Енисей делает резкий поворот вправо, почти под прямым углом, и «Красноярец» стрелой несется к новой живописнейшей горе Туран, сложенной из темно-красных верхнедевонских пес­ чаников. Все пласты и слои Турана, так же как Тепсея и Оглахты, лежат наклон­ но, навстречу Енисею. Будто могучая река, встретив на своем пути эту горную преграду, накопила огромное водохрани­ лище во всю Минусинско-Хакасскую кот­ ловину, опрокинула эти горы, прорвала их и теперь узким ущельем мчится меж ду скал. Пароходик круто повернул влево и во­ шел в знакомый Владимиру Ильичу Мед­ вежий перекат, который не мог пройти «Святой Николай» 5 мая 1897 года. Юркий «Красноярец» легко лавировал! в Сорокинских «разбоях», благополучно> причалил к пристани Сорокино. Стоянка длилась пять-шесть минут. Одни пасса­ жиры сошли — другие вошли. Гудок,, второй, третий—и «Красноярец» вновь летел по быстрому фарватеру Енисея. Пристань Сорокино возникла в 1882 году с открытием пароходного сообще ния на плесе Красноярск—Минусинск то­ варо-пассажирским пароходом «Моск­ ва». За 80 лет ее существования отсюда ежегодно отправлялись караваны барж с хлебом в Красноярск, Енисейск, Туру ханск, Дудинку. Красноярское море за­ топит Сорокино на глубину 2 0—25 мет ров, и местом для пристани будет удоб ный Сыдинский залив. От пристани Сорокино судовой ход на Красноярск лежал в сторону противопо­ ложного левого берега Енисея к селу Абакано-Перевозному. Здесь со времен- основания Абаканского острога в 1707 году существовала паромная переправа, где Енисей пересекал Ачинско-Минусин ский почтово-арестантский тракт. Пароходик продолжал рейс и в ночное- время. Владимира Ильича пригласил р свою каюту машинист Виталий Николае­ вич Кудряшев, с которым они познако мились еще раньше в марте—апреле 1897 года, когда Владимир Ильич про­ живал в Красноярске в доме Поповых. Виталий Николаевич по профессии то карь и механик паровых машин. Он сын крепостного медника. В ранней молодо­ сти, работая в Новочеркасске, примкнул- к народникам, был выслан в Сибирь, в- село Ужур Ачинского уезда. Там орга низовал в 1884 году сельскохозяйствен ную коммуну, за это был изолирован от крестьян и переводворен в Красноярск Здесь работал на ремонте пароходов, а в 1894 году, когда шкипер парохода «Свя­ той Николай» Федот Черепанов построил собственный пароход «Красноярец», он взял В. Н. Кудряшева у красноярского полицмейстера под расписку, плавать машинистом на его пароходе. Встречаясь на квартире Поповых, Вла­ димир Ильич помог Виталию Николаеви чу найти правильный путь, встать на по зиции марксизма. В знак благодарности за это Виталий Николаевич уговорил своего хозяина Федота Черепанова со­ вершать рейсы на «Красноярце» до при­ стани Хворостянского около Шушенско­ го, чтобы в случае какой необходимости держать связь с Владимиром Ильичем. Об этом старые енисейские речники писали в стенных газетах Красноярской.*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2