Сибирские огни, 1964, №4
ствиго ямщиков с парохода сошло всего несколько человек, ехавших готовить помещения курорта к приему больных. От пристани Батени пароход пошел под правый берег реки у горы Печки. Здесь Енисей сжимается скалами до 500 метров. В 1932 году даже проекти ровалась Батенская гидроцентраль в этом месте. За Чусовой в глубоком ущелье нахо дилось глухое селение Быскар. На ле вой стороне Енисея возвышалась живо писная гора Хорым, или по-русски «Раз валины камней». Здесь кончалось горное ущелье, и у конусной каменной сопки Чолпан Ени сей разбивался на рукава, долина реки расширялась, на Беллыкском острове находилась дровяная пристань, где предстояла очередная остановка на ноч лег и под погрузку. НЕПРЕДВИДЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО По расписанию пароход «Святой Ни колай» должен был прибыть в Мину синск 6 мая 1897 года. С таким настро ением не только команда, но и пассажи ры покинули утром дровяную пристань Беллык. На пристани Усть-Ерба пароход сде лал небольшую остановку, чтобы выгру зить группу рабочих горного техника с Уленьских медных рудников и их гро моздкий и тяжелый груз. От Усть-Ербы судовой ход перевали вал к правому берегу Енисея и шел под отвесными темно-зелеными скалами гор Первой, Второй и Третьей до устья ре ки Сыды. За Сыдой под скалой Унюк возводи лись постройки крупчатной паровой мельницы и небольшого причала для судов предпринимательницы Баланди ной. В районе реки Сыды теперь образует ся самый широкий участок Красноярско го моря — до 35 километров, скала Унюк с продолжением своего хребта окажется на прложении полуострова, и морские волны будут бить в гранитную грудь Унюка. За Унюком у деревни Абакан-Пере- возное капитан подал команду опустить мачту — над Енисеем перекинуты теле графные провода, соединявшие Мину синск с Ачинском. От перевоза пароход держал курс на Сорокино. За островом осталось большое село с каменной церковью Абаканское, ныне Краснотуранское. Это одно из первых русских селений на Енисее после Верхнего Караульного острога. Оно основано в 1707 году, как военное укрепление на границе с воин ственными джунгарскими и монгольски ми племенами. Здесь в 1708 году пере довые люди хакасских племен вошли с предложением о добровольном присо единении Хакасии к России. Свое название село получило от ре ки Абакан. В 1664 году хакасские пле мена просили красноярских и томских казаков построить на устье реки Аба кан крепость для защиты от грабитель ских набегов джунгарских и монголь ских ханов. Красноярские казаки приш ли к устью Абакана, выбрали место под крепость на Тагарском острове, рядом с современным Минусинском. Из сосново го леса построили небольшую крепость, но воинственный киргизский князец Иренак, подстрекаемый монголо-джун- гарскими ханами, в 1667 году напал на Абаканскую крепость и сжег ее. С тех пор попытки восстановить Аба канскую крепость пресекались набегами джунгарских и киргизских ханов, и только в 1707 году, когда киргизы с бе регов Енисея ушли в Джунгарию, Аба канская крепость была заново и по дру гим чертежам сооружена в 60 верстах ниже устья реки Абакана, на открытом правом берегу Енисея между горами Ту- раном и Унюком. Крепость была построена на обрыви стом берегу Енисея, но со временем Енисей смыл крепостные стены, церковь и кладбище, а потом главное русло реки отклонилось к западу и село Абакан ское оказалось на берегу протоки, за островом и оставалось на этом месте вплоть до переноса на берег буду щего Сыдинского залива Красноярского моря. Краснотуранское и соседние с ним се ления Сорокино и Биря, через которые ехал в ссылку и возвращался из нее Владимир Ильич Ленин, переносятся на южный берег Сыдинского залива, в жи вописный сосновый бор, с хорошей пить евой артезианскою водой. Эти селения на новом месте образуют современный агрогород с водопроводом, центральным отоплением, канализацией, а в перспек тиве и газификацией. У нового города Краснотуранска по явится морской порт. Набережная горо да украсится памятником Владимиру Ильичу Ленину. Рядом с памятником будет находиться дом Романского, в ко тором делал остановку Владимир Ильич со своими спутниками 31 января 1900 года, возвращаясь из ссылки на пути из Минусинска в Ачинск. В два часа дня 5 мая 1897 года «Свя той Николай» подошел к пристани Со рокино, откуда на всех парах направил ся в Минусинск. На втором часу хода пароход миновал деревню Бирю, вошел в Сорокинские «разбои», где Енисей разбился на не сколько обмелевших рукавов. На подступах к горе Туран, в Медве жьем перекате пароход зацепился дном за гальку. Был дан задний ход, и нача лись промеры глубин. Они были неуте шительны. Не рискуя сесть на мель, ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2