Сибирские огни, 1964, №4

ствиго ямщиков с парохода сошло всего несколько человек, ехавших готовить помещения курорта к приему больных. От пристани Батени пароход пошел под правый берег реки у горы Печки. Здесь Енисей сжимается скалами до 500 метров. В 1932 году даже проекти­ ровалась Батенская гидроцентраль в этом месте. За Чусовой в глубоком ущелье нахо­ дилось глухое селение Быскар. На ле­ вой стороне Енисея возвышалась живо­ писная гора Хорым, или по-русски «Раз­ валины камней». Здесь кончалось горное ущелье, и у конусной каменной сопки Чолпан Ени­ сей разбивался на рукава, долина реки расширялась, на Беллыкском острове находилась дровяная пристань, где предстояла очередная остановка на ноч­ лег и под погрузку. НЕПРЕДВИДЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО По расписанию пароход «Святой Ни­ колай» должен был прибыть в Мину­ синск 6 мая 1897 года. С таким настро­ ением не только команда, но и пассажи­ ры покинули утром дровяную пристань Беллык. На пристани Усть-Ерба пароход сде­ лал небольшую остановку, чтобы выгру­ зить группу рабочих горного техника с Уленьских медных рудников и их гро­ моздкий и тяжелый груз. От Усть-Ербы судовой ход перевали­ вал к правому берегу Енисея и шел под отвесными темно-зелеными скалами гор Первой, Второй и Третьей до устья ре­ ки Сыды. За Сыдой под скалой Унюк возводи­ лись постройки крупчатной паровой мельницы и небольшого причала для судов предпринимательницы Баланди­ ной. В районе реки Сыды теперь образует­ ся самый широкий участок Красноярско­ го моря — до 35 километров, скала Унюк с продолжением своего хребта окажется на прложении полуострова, и морские волны будут бить в гранитную грудь Унюка. За Унюком у деревни Абакан-Пере- возное капитан подал команду опустить мачту — над Енисеем перекинуты теле­ графные провода, соединявшие Мину­ синск с Ачинском. От перевоза пароход держал курс на Сорокино. За островом осталось большое село с каменной церковью Абаканское, ныне Краснотуранское. Это одно из первых русских селений на Енисее после Верхнего Караульного острога. Оно основано в 1707 году, как военное укрепление на границе с воин­ ственными джунгарскими и монгольски­ ми племенами. Здесь в 1708 году пере­ довые люди хакасских племен вошли с предложением о добровольном присо­ единении Хакасии к России. Свое название село получило от ре­ ки Абакан. В 1664 году хакасские пле­ мена просили красноярских и томских казаков построить на устье реки Аба­ кан крепость для защиты от грабитель­ ских набегов джунгарских и монголь­ ских ханов. Красноярские казаки приш­ ли к устью Абакана, выбрали место под крепость на Тагарском острове, рядом с современным Минусинском. Из сосново­ го леса построили небольшую крепость, но воинственный киргизский князец Иренак, подстрекаемый монголо-джун- гарскими ханами, в 1667 году напал на Абаканскую крепость и сжег ее. С тех пор попытки восстановить Аба­ канскую крепость пресекались набегами джунгарских и киргизских ханов, и только в 1707 году, когда киргизы с бе­ регов Енисея ушли в Джунгарию, Аба­ канская крепость была заново и по дру­ гим чертежам сооружена в 60 верстах ниже устья реки Абакана, на открытом правом берегу Енисея между горами Ту- раном и Унюком. Крепость была построена на обрыви­ стом берегу Енисея, но со временем Енисей смыл крепостные стены, церковь и кладбище, а потом главное русло реки отклонилось к западу и село Абакан­ ское оказалось на берегу протоки, за островом и оставалось на этом месте вплоть до переноса на берег буду­ щего Сыдинского залива Красноярского моря. Краснотуранское и соседние с ним се­ ления Сорокино и Биря, через которые ехал в ссылку и возвращался из нее Владимир Ильич Ленин, переносятся на южный берег Сыдинского залива, в жи­ вописный сосновый бор, с хорошей пить­ евой артезианскою водой. Эти селения на новом месте образуют современный агрогород с водопроводом, центральным отоплением, канализацией, а в перспек­ тиве и газификацией. У нового города Краснотуранска по­ явится морской порт. Набережная горо­ да украсится памятником Владимиру Ильичу Ленину. Рядом с памятником будет находиться дом Романского, в ко­ тором делал остановку Владимир Ильич со своими спутниками 31 января 1900 года, возвращаясь из ссылки на пути из Минусинска в Ачинск. В два часа дня 5 мая 1897 года «Свя­ той Николай» подошел к пристани Со­ рокино, откуда на всех парах направил­ ся в Минусинск. На втором часу хода пароход миновал деревню Бирю, вошел в Сорокинские «разбои», где Енисей разбился на не­ сколько обмелевших рукавов. На подступах к горе Туран, в Медве­ жьем перекате пароход зацепился дном за гальку. Был дан задний ход, и нача­ лись промеры глубин. Они были неуте­ шительны. Не рискуя сесть на мель, ка­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2