Сибирские огни, 1964, №4
За устьем реки Бирюсы, берега кото рой особенно богаты пещерами, паро ход стал постепенно придерживаться правого берега, чтобы выше устья речки Пустодомовой, вблизи устья пра вобережной Шумихи, у каменоломней, сделать остановку. Поравнявшись с каменоломней, па роход пристал к берегу. По сброшен ным трапам сошла артель камнеломов с мешками провизии и нехитрыми ин струментами — клиньями, ломами, ку валдами. Артельщикам предстояло про вести все лето на берегу Енисея за раз боркой гранитной скалы для строитель ства устоев моста через Енисей в Крас ноярске. Помощник исправника наказывал старшине артели посматривать в сторо ну соседних ручьев Проходимков, не по явятся ли-де со стороны реки Маны бег лецы. Когда пароход отходил от устья правобережной Шумихи, все камнеломы приветливо махали шапками пассажи рам. Владимир Ильич и его друзья все время предпочитали оставаться на палу бе, любуясь живописными, дикими бере гами могучего Енисея, зажатого в уз ком горном ущелье, или, как говорят, «в трубе». Впереди по ходу корабля красовался живописный конус горы Чекаль, слева знаменитые ручьи Проходимки. По до линам глубоких оврагов, заросших сос няком, беглецы и выходили на берег Енисея, сооружали тут на скорую руку плоты из сухостойных слег и переправ лялись на левый берег Енисея, немед ленно исчезая в густых зарослях. От речки Осиновой пароход шел вдоль правого берега, обходя мели ле вобережного Бахтинского займища. В излучине реки на подходе к деревням Бахта и Ошарово берега Енисея скали стые, изрезанные оврагами Чистым, Гладким и Голым. От деревни Ошаровой с прогулочной палубы парохода открывался живопис ный вид в сторону речки Осиновой. Ка жется, что горы закрыли путь Енисею, и трудно угадать, каким оврагом он про текает. Но с первой же излучиной от крывались новые живописные виды на красивые берега могучей реки. От деревни Донниковой к Езагашу «артина берегов Енисея меняется. Река становится шире, в русле ее появляют ся острова. Деревня Езагаш была рас положена на широком левобережном лу гу, где пароход «Святой Николай» оста новился на ночлег, чтобы утром, 2-го мая, погрузить требуемое количество дров и двинуться в дальнейший путь, до следующей дровяной пристани Сисим. До пристани Езагаш ехала артель — 36 рабочих-золотоискателей на Благове щенский прииск, принадлежавший бу фетчику парохода «Святой Николай» Л. О. Куцуху. Золотоискатели выгрузили на берег орудия своего труда — кувалды, ломы, лопаты, кайлы и продовольствие. Им предстоял трудный и длинный 80-верст ный путь в глубь Восточных Саян, на Золотой Ключ. Рабочие находились на этом прииске согласно договору в течение 168 кален дарных дней. С наступлением морозов они покидали прииск,, выходили пешком в Дербино и возвращались в Красноярск уже первым зимним путем по льду Ени сея. В ПУТИ Поздним вечером «Святой Николай» пришвартовался к берегу. Пассажиры, несмотря на позднее вре мя, привлекаемые хорошей погодой, вы шли на берег поразмяться перед сном. Предполагалась остановка до утра. Погрузку дров матросы начали толь ко с рассветом. Пассажиры тоже про снулись раньше обычного, покинули па роход, кто на берегу разжигал костры, кто прогуливался по прибрежной терра се, кое-кто пошел по селу Езагаш. Владимир Ильич, Глеб Максимилиа нович и Василий Васильевич вышли на луг, прошлись по улицам села Езагаш, осмотрели остатки старинной плотины через реку того же названия, построен ной еще в 1752 году при железодела тельном заводе. Старожилы Езагаша и теперь еще вспоминают о том, как Владимир Ильич, Глеб Максимилианович и Василий Ва сильевич помогали матросам в погруз ке дров, чтобы сократить стоянку паро хода. Наконец они отчалили. Вскоре за островом исчез Езагаш. Долина реки стала широкой, просторной. На подступах к деревням Усть-Дерби- ной и Щелкиной пароходу пришлось преодолеть извилистый и мелководный перекат Галятинский, вблизи Красного острова. При входе в перекат капитан подал слабый отрывистый свисток. На носу появился матрос с шестом-намет- кой, разделенной на футы черными и бе лыми полосами. Опустив наметку в во ду, матрос выкрикнул: — «Пронос»! — это означало, что наметка не достала дна и глубины впол не достаточно для беспрепятственного прохода корабля. — Шесть с половиной! Шесть! — продолжал сообщать наметчик. Под ки лем парохода, над галечным дном реки, воды два фута. Капитан передал в машинное отделе ние команду «тихий ход», чтобы не вре заться в отмель. — Шесть! Шесть с половиной1 Семь! Пронос! — опасность миновала. Капи тан подал сигнал прекратить промеры и— полный вперед. На острове вблизи устья реки Дерби- ной пароход сделал кратковременную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2