Сибирские огни, 1964, №4
лой, похожей на гигантскую птицу, гото вую взлететь, названной Манским уте сом. Когда «Святой Николай» проплывал мимо устья реки Маны, то Владимир Ильич и его спутники увидели сотни арестантов под усиленным конвоем сол дат и казаков, заготовлявших шпалы для строящейся Сибирской железной дороги. Теперь на устье реки Маны большой рабочий поселок лесосплавщиков и строителей, построивших прекрасный двухпролетный стальной мост на камен ных опорах для автомобильного и же лезнодорожного движения на Шумиху. От устья Маны «Святой Николай», лавируя между косами и подводными скалами Минжульского переката, пере валил под левый берег Енисея, и за устьем Минжуля, над рекой показались живописные скалистые горы из темного известняка. Выветривание скальных пород придало поистине сказочную кра соту силуэтам гор. Они предстают взору путников то в виде гигантских колонн, то куполов, то развалин древних зам ков. Это редкостное место на Енисее об любовали тогда монахи Красноярского Успенского монастыря, отняли берего вое займище у овсянских крестьян и в 1888 году основали филиал монастыря — Скит. Этот Скит служил опорным пунктом для захвата лесных, луговых земель и рыболовных угодий в между речье Маны и Енисея. Поздним вечером «Святой Николай» пришвартовался к берегу у часовни, по строенной здесь пароходовладельцами специально для служения молебнов «о плавающих и путешествующих». У ДИВНОГОРЬЯ После традиционного молебна пасса жиры могли свободно побродить по жи вописному правобережью Енисея. Владимир Ильич, Глеб Максимилиа нович, Василий Васильевич зашли в ка юту, чтобы предупредить Эльвиру Эрне стовну, что пароход будет стоять в Ски ту до утра и что после ужина они от правятся погулять на вольном воздухе. Получив одобрение и пожелание прият ного вечера, друзья отправились на бе рег. Шли рядом. Посредине Владимир Ильич. В разговорах не столько о при роде, сколько о своих делах, друзья не заметили, как пересекли Филаретов ру чей и оказались вблизи устья Маны, в расположении запретной арестантской зоны, где велись заготовки шпал для железной дороги. Постовой солдат окликнул: «Стой! Кто идет? Воротись назад!» Друзья поверну ли обратно. У пристани на мачте парохода тускло светил керосиновый фонарь, а вдоль бе рега в сторону устья речки Лиственич- ной горели костры. У костров хлопотали пассажиры: кто подносил валежник, кто подбрасывал его в костер, кто подвеши вал чайник, кто в ожидании горячей зо лы готовился печь картошку. Владимир Ильич, Глеб Максимилиа нович и Василий Васильевич, удалив шись в сторону устья речки Лиственич- ной, также развели костер. К их услу гам оказался старый смолистый пень, множество сухих сучьев и поваленных деревьев. От соседнего костра послыша лась песня. Пели девушки под гитару: Мой костер в тум ане светит. И скры гаснут на л ету ... Василий Васильевич обратился к де вушкам с просьбой одолжить ему гита ру. Девушки охотно согласились, и у ко стра друзей появился музыкальный ин струмент. Глеб Максимилианович и Василий Васильевич хотели познакомить Влади мира Ильича с новыми для того времени песнями: «Смело, товарищи, в ногу», «Беснуйтесь, тираны» и «Вихри враж дебные веют над нами». И слова, и мелодии песен очень по нравились Ленину. Он даже не прочь был сейчас же и разучить, но это было опасно, близко духовный и светский надзор. У костра, где сгруппировались матро сы «Святого Николая», плотогоны, кам неломы и золотоискатели, раздалась на родная песня: С л авн о е море — священный Б ай к а л , С лавный к о р аб л ь — ом у л е в а я боч к а . Песня неслась над рекой, ей отклика лись заречные скалы Дивногорья. Пели ее с таким подъемом, с глубоким чув ством, что и наши путники не выдержа ли, перешли к костру импровизирован ного хора. Василий Васильевич акком панировал на гитаре. За одной песней следовала другая. Кто-то из плотогонов запел: П о диким степям З а б а й к а л ь я , Гд е зо л о т о рою т в го р ах . . . Песню подхватили многие голоса, и сно ва могучее горное эхо повторяло ее над тайгой. Оживленные и довольные возврати лись к своему костру Владимир Ильич, Глеб Максимилианович и Василий Ва сильевич. Владимир Ильич стал про сить Василия Васильевича разучить песню «Смело, товарищи, в ногу» и по знакомить с ней некоторых запевал из числа матросов, плотогонов и камнело- мов. Глеб Максимилианович и Василий Ва сильевич сообщили, что с революцион ными песнями знакомы уже многие по литические ссыльные, и они распростра няют их по местам пребывания. У дивногорского костра было услов лено, что завтра, в день Первого мая, во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2