Сибирские огни, 1964, №3
хов. И далее следует: «Лозунгу само критики Маяковский посвятил стихи: «Критика самокритики», «Помпадур», «Столп», «Л егкая кавалерия» , «Вонзай самокритику...», «Лозунг борьбы с бю рократизмом нашел отражение в сти хах...», «Росту колхозного и совхозного движения, наступлению на кулака по священы такие произведения, как ...» . Право же, писать так о поэте — труд довольно легкий. Такой метод изжил се бя, пора описательных работ о Маяков ском давно прошла, и через тридцать с лишним лет со дня смерти поэта чита тель вправе требовать если не фунда ментального, то хотя бы элементарного анализа. Большое внимание Я. Захаров обра щ ает на факты , послужившие толчком к написанию того или иного стихотворе ния. Но нигде мы не найдем такой нема ловажной детали , как весьма частые эпиграфы к стихотворениям, в которых Маяковский сам сообщил те факты , на которые он опирался. Эта деталь пока зывает, что Маяковский не только писал для газеты и по заданию газеты, но и темы многих стихотворений брал из га зет. Трансформацию газетных фактов можно найти не только в эпиграфах, но и во многих стихах, поэмах, пьесах, ста тьях. Это свидетельствует о глубокой связи поэта с газетой, с жизнью, а так же о том, чем была газета для Маяков ского. Там же, где Захарову предоставляет ся возможность привести новые факты строгого отношения поэта к докумен тальному материалу , он, по непонятным причинам, отказывается от этой возмож ности. Так, автор указывает, что «не безынтересна для журналистов, особен но поэтов, работающих в газете», исто рия написания стихотворения «Импера тор». Стихотворение это написано после встречи поэта в Свердловске с бывшим тогда председателем исполкома А. И. Па рамоновым, который был хорошо осве домлен о последних днях Романовых. В 1958 году поэт А. Пудваль записал и опубликовал рассказ Парамонова в свердловской молодежной . газете «На смену!» Вот здесь бы и сопоставить рас сказ Парамонова и стихотворение Мая ковского, проиллюстрировав им свой те зис. Но Захаров, сообщив о рассказе и стихотворении, тут же делает вывод: «Маяковский не допустил ничего лишне го даже в описании пейзажа». Воз можно. Следовало бы только доказать это. В конце книги автор дает в приложе нии список центральных газет и газет периферийных (с оговоркой — «основ ных»), в которых сотрудничал поэт, и перечень стихов, впервые опубликован ных в центральных газетах (опять-таки — «основных стихов»). «Стихи Маяковского, — пишет в за ключение Я. Захаров, — очень часто можно встретить в статьях наших цент ральных и местных газет. На их страни цах Маяковский продолжает жить». Все — правильно, но ведь работа Я. Захаро ва — не школьное сочинение, где, быть может, и достаточно такого упомина ния. Здесь по существу речь идет (во всяком случае должна идти) о традици ях Маяковского-газетчика, которые про должают развивать советские поэты. Од нако в книге Я. Захарова мы нигде не найдем о них ни слова. А материал здесь богатый и еще почти не тронутый исследованием. Маяковский в газете — тема пока еще только обозначена Я. Захаровым. И ре шить ее можно, только отказавшись от описательства и не упуская из вида жи вого значения этой работы поэта для на шего времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2