Сибирские огни, 1964, №3
ма. Дворянство в этот период настойчи во добивалось распространения привиле гий на промышленность и торговлю. Оба историка, отражая взгляды своего клас са, отрицали необходимость развития производительных сил в Сибири и пере селения сюда крестьян. Они находили Сибирь более привлекательной в каче стве пушного и сырьевого рынка, чем торгово-промышленного конкурента рос сийского дворянства. Если Щербатов включил сибирскую историю в рамки общероссийской истории, то Болтин смог сделать уже широкие научные обоб щения. Во главе официального направления, близкого к бюрократическим кругам высших государственных чиновников, стоял Г. Ф. Миллер. Историки этого на правления были призваны защитить и оправдать правительственную политику на востоке, надеть на нее тогу народно сти, просвещения и патриотизма. И это делалось тогда, когда начальник нерчин- ских заводов Нарышкин, пресытившись местными «шалостями», отправился по ходом на Иркутск с намерением взять его с боя, как неприятельский город. Миллер связывал начало истории си бирских народов с присоединением к России. Он, по словам автора, заложил фундамент истории Сибири, состоящий из обильного фактического материала, оставив последующим временам решить задачу возведения всего здания. Просветительские идеи высказывали с демократических позиций С. П. Кра шенинников и М. В. Ломоносов. По явление просветителей-«разночинцев» В. Мирзоев связывает с зарождением российской буржуазии и формировани ем нации. Просветители выступали сто ронниками развития в Сибири земледе лия, скотоводства и торговли. Они защи щали гуманные способы приобщения ко ренного сибирского населения к более высокой русской культуре. Просветите ли подчеркивали прогрессивность обще ния и взаимовлияния сибирских и рус ского народов. Ломоносов показал зна чение Сибири в мировой системе эконо мических и политических отношений. Он писал, что «российское могущество при растать будет Сибирью и Северным оке аном». Основателем демократического на правления в сибирской историографии В. Мирзоев считает А. Н. Радищева. Историю Сибири первый русский рево люционер впервые рассматривал как историю «человека или народов». Он подчеркивал добровольность перехода сибирских народов в российское поддан ство и прогрессивность этого события. Освоение Сибири Радищев приписывал народной колонизации. Защ ищ ая идею расширения экономических связей меж ду Сибирью и Россией, великий демо крат добивался повышения благосостоя ния «иноверцев». Ему принадлежат про роческие слова о будущем Сибири: «По требны еще века, но когда она будет за селена, она предназначена играть боль шую роль в анналах мира». Заканчивая обзор главных теоретиче ских и идейных положений книги В. Мирзоева, необходимо отметить хо роший язы к , живость изложения, про стоту стиля. Автор внес в повествование массу интересных фактов, относящихся к верованиям, обычаям и быту описы ваемых народов, биографиям историков и знаменитых деятелей, политическим и социологическим концепциям эпохи. Работа В. Мирзоева рассчитана не только на специалистов, но и на широ кий круг читателей, интересующихся прошлым нашей Родины, особенно Си бири. Ю. М е ш к о в РАБО ТА М А Я К О В С КО ГО Б ГАЗЕТЕ р абота Владимира Маяковского В 1 * газете , как пишет Я. Захаров ', «поучительный образец... деятельности поэта-публициста». До недавнего време ни эта сторона творчества поэта почти не привлекала внимание литературоведов. Исследователи говорили о ней вскользь, примеры деятельности Маяковского-га- зетчика привлекались лишь для иллю страции отдельных положений, само стоятельно эта тема не ставилась и не изучалась. Вот почему книга Я. Захаро ва привлекает внимание читателей. Однако при детальном знакомстве с книгой она оставляет горькое чувство неудовлетворенности. Я. Захаров сразу же оговаривается, что он «не ставит перед собой цели фун даментального исследования произведе ний Маяковского, написанных для газет. Он стремится только проследить за ра ботой поэта в газетах и журналах». Что ж, это — законная оговорка, но она не снимает с автора обязанности иссле довать факты . Между тем, — как р а з там, где и нужно «проследить за работой поэта», Я. Захаров ограничивается про стым перечнем произведений. Он пишет, например, что по всем лозунгам, выдви нутым Пленумом ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года, у поэта имеются десятки сти- 1 Я к о в З а х а р о в . Маяковский в газете. Свердловское кн. изд., 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2