Сибирские огни, 1964, №3
миром их чувств и мыслей, характерным для всех советских людей. У О. Щербановского выработался свой, я бы сказал, суровый почерк. Этот автор не предлагает читателю легкого чтения, в котором неглубокая информа ция, облеченная в кудреватую форму, подается с обильной сентиментальной приправой. Я читал его очерки в «Ок тябре», ' «Дальнем Востоке», книжку «Море зовет отважных», повесть «Ветер с моря», — все они — проблемны, ост ро ставят вопросы еще нерешенные, спорные. Весьма характерен для него постоянный интерес к интеллектуальной жизни своих героев. Его книги относятся к тем произведениям, которые являются как бы приглашением к раздумью. Именно таким «интеллектуальным» и является роман О. Щербановского «Не оставляй надежды»'. Различные части многопланового ро мана связывает в единый сюжетный узел тот душевный кризис, который посте пенно назревает в сознании главного ге роя — молодого ученого-ихтиолога Дмитрия Стрыгина. Мы застаем героя в момент, когда огромный его труд, над которым он неутомимо работал пять лет, обрекая себя и жену на аскетиче ский образ жизни, близится к концу. Чтобы добавить «последний штрих», со брать дополнительные статистические материалы; Стрыгин поселяется на не- •сколько месяцев на Русском острове в Рыбокомбинате. После долгих лет кабинетной работы на молодого ученого обрушился шквал живых впечатлений. Жизнь вокруг него гремит. Он видит, как рыбаки в тяже лейших условиях борются за улов, но часто их постигают неудачи. Ихтиолог, положивший пять лет на разработку до вольно отвлеченного аспекта проблемы о сырьевых ресурсах морей, успокаивал свою совесть тем соображением, что нау ка развивается согласно собственной ло гике и, не каждый ее p e зy л ь ta т нужно оценивать только критерием утилитар ности, практического эффекта (мысль, сама по себе, бесспорная). В душу Стры гина начинают закрадываться сомнения в правильности выбранного направле ния диссертации. Он увидел рядом с со бой не безликую массу тружеников, ко торым раньше, по-снобистски, противо поставлял гениев и талантов в науке, а живых, симпатичных ему, достойных людей «всех званий» — инженеров, ка питанов, рядовых рыбаков, таких, на пример, как деятельная комсомолка Лю ся, или Генка, нашедший в себе силы перекроить жизнь «по правилам Рахме това». Стрыгин уже видит, что его дис сертация не несет всем этим славным людям ни ясности перспектив, ни облег чения труда, ни устойчивого заработка. Ихтиолог, впрочем, сдается не сразу, ' Ж. «Дальний Восток», 1963, № 2 и 3. продолжает лихорадочно работать, яростно спорит со своим главным оппо нентом Горбуновым, всегда резко высту павшим против отвлеченного характера работ в институте. В спорах их позиции понемногу сближаются, между ними воз никает приязнь, а главное — Стрыгин ви дит в Горбунове уже не «демагога», а подлинного ученого, обуреваемого стра стным желанием вторгаться в жизнь. От сюда уж е недалеко до отказа от наивно го технократического представления об ученом, стоящем над массами, которого придерживался Стрыгин вместе с про фессором Клязьминым, своим научным руководителем. Последний сокрушающий удар по стрыгинской диссертации наносит от крытие, которое молодой ученый делает сам, спустившись с высот институтской лаборатории до промысла. Тут он разоб рался в истинной подоплеке статистиче ских данных, которые подкрепляли, ка залось бы, выводы его научного труда. Стрыгин мог, конечно, скрыть фальси фикацию в статистике, тем более, что профессор Клязьмин торопил его с за щитой и готов был смотреть сквозь паль цы на такие «допуски». Но Стрыгин не долго колебался. Он заблуждался , но на учные подлоги совершать не станет. Стрыгин перечеркивает диссертацию, а вместе с ней пять лет своей работы, и начинает путь в науке заново, с исход ной точки. «Не оставляй надежды» — напутствует его автор: читатель с ним, несомненно, согласится — путь продол жит повзрослевший, многое передумав ший человек, доказавший — хоть и не гативно, — свою преданность науке. На тот перелом, который произошел в Стрыгине, повлияла, несомненно, его любовь к Люсе, к девушке мудрой серд цем, прелестной в своей непосредствен ности. Люся способна и на романтиче скую любовь, и на любые жертвы , если их потребует общественный долг и обо стренное чувство собственного достоин ства. Раньш е Стрыгин жил на скудном пайке чувств — и в этом был виновен сам. Он не распознал в жене, Тамаре, цельную натуру, не ответил на ее боль шое чувство, оттолкнул молодую женщи ну. На Русском он пережил любовь, рев ность, уход Люси. И хотя по свойствен ной ему особенности Стрыгин занят са моанализом, даже во время свиданий, из всей этой передряги в личных чув ствах он вышел обогащенным, может быть, даж е переродившимся. Пересказ сюжета всегда обедняет ху дожественное произведение. В романе О. Щербановского несколько . планов, много линий, ряд образов. Есть удачи, есть и неудачи, не всегда исполнение находится на уровне, соответствующем серьезному замыслу. Но в чем автор всегда силен, это в художественной пу блицистике. Он выбирает думающих ге роев, которые доискиваются причин на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2