Сибирские огни, 1964, №3
голода, простудился, заболел, но олени ху все-таки выходил... Вот вчерашняя школьница-свинарка Галя, молодой це линник Митроша, не старше его трак тористка Люба, химик Нина Мцхеда... Какие это все замечательные люди! Труженики, борцы, правдолюбы. Соль земли. Именно те, без кого не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша. Илья Ф о н я н о в поэзия подлинности У дивительное дело: казалось бы, все, о чем пишет в своей первой книжке «Росы» молодой поэт Виктор Баянов1, уже многократно замечено и воспето, более того —■ многие стихотво рения имеют, вроде бы, самых прямых и непосредственных литературных «предшественников», но, несмотря на это, сборник от начала до конца читает ся с настоящим волнением и интересом! В чем же «секрет» этой небольшой, скромно изданной поэтической книжки? Сущность этого секрета я определил бы одним словом: подлинность. Не про сто скрупулезная подлинность живопис ных деталей, примеры которой можно найти почти в любой книжке, а подлин ность высшая: подлинность пережива ний, подлинность человеческой судьбы, встающей за скупыми стихотворными строчками. Да, конечно, много раз признавались поэты в любви к родному краю, к его скромной и неброской красоте, но обо всем этом как бы забываешь, читая: Не знаю, в восемь или в семь ли, А может быть, чуть-чуть поздней Я полюбил вот эту землю И все цветущее на ней. Иные равнодушны к рощам, А мне бы снова в дебри те, Где я учился, между прочим, И красоте, и доброте... Я пил прохладный сок березы В старинных русских туесах, И оттого мой чуб белесый И зелень легкая в глазах... Да, конечно, не первый раз становит- ся героем стихотворения рабочий паре нек, шагающий домой после первой в своей жизни заводской смены, — но надо ' В и к т о р Б а я н о в . Росы. Стихи. Кеме ровское кн. изд., 1963. было самому пережить когда-то нечто подобное, чтобы написать: А я иду. Вдали — огней свеченье. Припомнилась и мне моя заря, И трудовое первое крещенье, И ясная погода сентября. Еще —друзей завистливые взгляды И то, как шел домой, вовсю спеша, И то, как мать мне посреди ограды На руки поливала из ковша. И мы снова начисто забываем свою литературную эрудицию, волнуясь и пе реживая вместе с поэтом, как будто и впрямь в первый раз прочли о таком... А старые деревенские плотники, ба лагуры и табакуры , удивительные ма- стера-умельцы — уж о них ли не было сложено звонких и точных строк! После деда Данилы, так тепло и обстоятельно выписанного в целом цикле стихов мо лодого Твардовского, казалось бы, и прибавить-то уже нечего! Но, видно, та кова уж природа поэзии: большие солн ца на ее небосклоне не затмевают но вых, пусть только нарождающихся, звезд, если светят эти звезды своим, а не заемным, отраженным светом. И мы снова и снова перечитываем отличные в своей подлинности строки в стихотво рении В. Баянова: Застынешь молча у обочины. Глядишь, как яростно в брусок Топор врезается отточенный От сапога на волосок... Если кому-нибудь ПОВИДИТСЯ В ЭТИХ стихах банальность, простое «повторе ние пройденного», — поэт, мне кажет ся, был бы вправе ответить строками великолепного стихотворения Е. Вино курова: «Вот истина моя! Вы ж до сих пор банальностью владели...» Не случайно именно подлинность со общает неожиданную значительность самым непритязательным строкам. Я больше живу на колесах, Я больше на рельсах живу. И чаще всего на откосах Цветы тебе ранние рву, — читаем мы у В. Баянова. И невольно где-то в глубине рождается ощущение, что это — не только житейский штрих, но и в какой-то степени образ нашего бытия, стремительного, нацеленного вперед, в будущее, порой скуповато от пускающего время на посещение спе циализированных садоводств... Вот, между прочим, попытался я в прозе расшифровать поэтическую стро фу — и уже чувствую, что получилось вроде и правильно, да не совсем: бед нее, грубее, чем в стихотворении. Ду маю, что здесь нет моей вины. Просто перед нами не прямолинейная назойли вая аллегория, а подлинный поэтиче ский образ, рожденный жизнью и поэто му неисчерпаемый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2