Сибирские огни, 1964, №3
должностях лесничего и председателя сельсовета. В годы войны чинила одно сельчанам обувь, из автомобильной ре зины клеила бахилы. В 1942 году, ког да отступали здесь наши войска, Анто- яиха со своей лодкой помогла им пере правляться на левый берег Дона. А по сле войны достала она со дна реки уто нувший при переправе мотоцикл, два месяца разбирала его, чистила, собира ла и теперь ездит на нем по своим мно гочисленным и важным делам. Стара стала Антониха, шестьдесят л ет ей, но еще крепка у нее рука, зо рок глаз: до сих пор на лету бьет из ружья птицу, а года три назад своими руками новую хату себе построила. Главное же — по-прежнему неприми рима Антониха к несправедливости, не жалеет сил, когда надо постоять за правду. Изумительная Антониха поневоле напрашивается на сопоставление с ге роиней недавнего рассказа А. Солже ницына «Матренин двор». Ж изнь у Ма трены тоже была куда как не простой. И она, несмотря на тяготы судьбы, не растеряла многих прекрасных черт сво ей души и характера. Она добра и при ветлива, сердечна и трудолюбива, не знает в жизни никакой корысти, ника кого расчета, никакой зависти. Но в то же время Матрена безмерно терпелива, смиренна, до удивления без ответна. Вот приходится ей, к примеру, терпеть сущее издевательство из-за пен сии, которой она никак не может до биться, и Матрена лишь жалуется сво ему постояльцу, от лица которого ве дется повествование: — Притесняют меня, Игнатич... Из- заботилась я. И далее автор с немалой долей лю бования и даже умиления рассказывает, что обычно недолго Матрена оставалась ■омраченной, то шла она на огород, то отправлялась за торфом, и работа воз вращала ей всегдашнее доброе располо жение духа. Прекрасное качество — трудолюбие, но если труд служит рекой, в которой топят естественное чувство возмущения и протеста, то чему же тут умиляться! Безответностью Матрены многие поль зуются для того, чтобы ее просто-напро- ■сто эксплуатировать и обманывать. Образ Матрены вовсе не плод химе рической игры ума автора, это правди вый, взятый из жизни образ. А. Сол женицыну удалось здесь запечатлеть один из весьма живучих типов русского характера . Этот образ вызывает наше возражение не своим несоответствием правде, а авторским отношением к не му: А. Солженицын не только любит свою героиню, не только всей душой со чувствует ей (не сочувствовать Матрене нельзя!) — а выставляет ее как символ, олицетворяющий один из столпов, на которых держится жизнь. «Все мы жили рядом с ней и не поня ли, — пишет автор, — что есть она тот самый праведник, без которого, по по словице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Да, пословица гласит: не стоит село без праведника. Но праведники бывают разные. У одних вся праведность заклю чается в отсутствии грехов, в безропот ности, в смиренности. Их правильнее было бы называть угодниками. Такой и была Матрена. Автор глубоко прав, когда пишет: «Грехов у нее было мень ше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила...» Однако есть праведники иного рода. О беспокойных, одержимых правдой лю дях, которых многие не любят и потому говорят о них словами пословицы же: не нужны нам праведники, а нужны угодники. Эти люди не считают за грех уничтожение мышей или других более опасных и прожорливых паразитов. Они не склонны смиряться перед наглостью. Они не желают терпеть несправедли вость и зло. Они не дадут в обиду ни се бя, ни таких, как Матрена. Эти люди всем говорят правду в лицо, они стра дают за нее, дерутся и умирают. Это — борцы за правду. О них-то, по моему убеждению, и говорит пословица, кото рую вспомнил писатель. Без них-то и не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Б ез таких, как Антониха. В книге В. Пескова перед нами про ходит множество людей, которые, по добно Антонихе, своей жизнью и делами дают новые и новые подтверждения то го, что важнейшими чертами нравствен ного облика современного советского человека являются не смирение, не мо нашеская праведность. Любовь лесков ских героев к добру деятельна и актив на, их правдолюбие наступательно и са мозабвенно. Вот биография Ангелины Дмитриев ны Золоцевской: пятнадцатилетней гим назисткой она принимала участие в бою с немцами 23 февраля 1918 года, вд ен ь рождения Красной Армии, после граж данской войны преподавала в военном училище, а в 1942 году, получив изве стие о гибели на фронте обоих сыновей, снова надела походную форму; вот уди вительная история Ивана Назарова, ко торого все считали погибшим в бою с фашистами, присвоили ему звание Ге роя Советского Союза, считая, что де лают это посмертно, у которого даже могила была и памятник на ней, — а он, совершивший бесстрашный подвиг, оказался жив! Вот рассказ о Петре Гри- новском, который, будучи студентом- первокурсником, усыновил двух маль чишек, оставшихся сиротами; вот нату ралист Коля Чубинский — в мороз и метель, за несколько верст, он носил в заповедник корм оленихе, слегшей от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2