Сибирские огни, 1964, №3
ронежской молодежной газете, а затем в «Комсомольской правде» стали появ ляться снимки и корреспонденции, под писанные его именем — Василий Пес ков. В минувшем году вышла большая, отлично оформленная книга В. Пескова «Шаги по ро се»1. Эта книга — итог се милетней работы автора специальным корреспондентом «Комсомольской прав ды». В ней собраны его лучшие очерки, зарисовки, лирические миниатюры о природе и фотографии, занимающие едва ли не четверть ее объема. Один окский капитан, персонаж очер ка В. Пескова, говорит молодым людям, ждущим от него необыкновенных рас сказов о Мещере: «Я так много видел, ребята, что мне и врать не надо». Если слово «врать» заменить каким-нибудь более благозвучным, то Песков, право же, мог бы повторить вслед за капита ном его признание. Действительно, в его тридцать три года В. Пескову по счастливилось воочию видеть столь многое и интересное, что ни выдумы вать, ни прибавлять (вот они, слова-то благозвучные!) ничего ему не надо. Ему достаточно «просто рассказывать». Од нако то, что В. Песков рассказывает, по рой так необычайно, что в одном месте он даже вынужден был заметить: «Не будь снимка, сказали бы: выдумал». Но снимки, к счастью , есть почти всегда. К многочисленным произведениям со ветской литературы , в основе которых лежат действительные факты жизни, полностью применимы рассуждения В. Белинского по поводу «Записок охот ника» Тургенева: «Кажется, что бы де лать искусству (в смысле художества) там, где писатель связан источниками, фактами и должен только о том старать ся, чтобы воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное воспроизведение фактов невоз можно при помощи одной эрудиции, а нужна еще фантазия . Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и кирпичи: только ху дожник может воздвигнуть из этого ма териала изящное здание... верно списы вать с натуры так же нельзя без твор ческого таланта , как и создавать вы мыслы, похожие на натуру...» Эти слова можно отнести к «Ж ел ез ному потоку», «Чапаеву», «Педагоги ческой поэме», «Молодой гвардии»... Теперь эти слова приложимы также к «Шагам по росе» и их автору. Да, Ва силий Песков — художник. Да, его та лант — талант творческий. Его книга вовсе не груда фактов и снимков, вы валенная на голову читателя. Нет, они глубоко осмыслены, в них видна лич ность автора, они, наконец, в полном значении этого слова типизированы, ' В . П е с к о в . Шаги по росе. М., «Молодая гвардия». 1963. только это типизация особого рода — она совершается в основном уже при самом отборе. Все хорошо знают, что типичность не всегда совпадает с собирательным образом массовых, часто встречающих ся фактов, типическое в жизни может проявиться не только в массовом, но и в малораспространенном и даже еди ничном, если последнее связано с зако номерными, а не случайными явлениями жизни. Это-то типическое-немассовое и создает возможность такого творчества, когда художник прямо использует «дан ный действительностью материал» и при этом из-под его пера выходят «ти пические характеры в типических об стоятельствах». Вот, скажем, очерк В. Пескова о мо лодом парне Тихоне Худоярове, кото рый, преодолев 12 814 километров за 122 дня, приехал на мотоцикле из Ма гадана в Москву. Типичность здесь не в том, что-де наступит пора, когда в массовом порядке москвичи станут го нять на мотоциклах в Магадан, а мага данцы — в Москву, Тихон Худояров и его мотопробег типичны как выражение многих прекрасных черт советской мо лодежи: любви к родной земле, воли, смелости, упорства. Возможно, вопреки ожиданию автора, книга его оказалась острополемичной. Из обилия портретов, биографий, собы тий, эпизодов в ней встает свое, вполне определенное понимание характера на рода, его нравственной сути. А ведь по этому вопросу ныне высказываются по рой мнения самые разные. Среди дру гих черт нашего народа В. Песков осо бенно настойчиво подчеркивает его дея тельность, активность, смелость, непри миримость к неправде и злу, словом, — черты борца и труженика. Может быть, наибольшая удача здесь — очерк «Ан- тониха». В нем рассказано о трудной, поистине подвижнической жизни воро нежской колхозницы, «мирской мате ри», Анастасии Антоновны Тимофе евой. Юность и молодость свою отдала она,, старшая в семье, тому, чтобы поставить на ноги осиротевших сестер и брата. Делала самую тяжелую мужскую рабо ту, пахала, косила, молотила, охоти лась, ходила на волков. Некогда было и о замужестве подумать. З а доброту, честность и справедливость выбрали ее председателем сельского комитета бед ноты. А потом, двадцать лет подряд, выбирали ее, почти неграмотную жен щину, народным заседателем. «И нет на селе человека, — пишет автор, — который сказал бы, что Антониха хоть раз покривила душой, не заступилась за обиженного и отпустила виновного». Первой она вступила в колхоз, вое вала с кулаками, в схватке с бандита ми потеряла несколько ребер, едва ос талась жива. Была на беспокойных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2