Сибирские огни, 1964, №3

взволнованный рассказ о любви мальчи­ ка и Патимы друг к другу. Она была у них светлой и чистой, она разбудила дремавшие в них творческие силы, на­ полнила их радостью, хотя жизнь уже невесело складывалась у них. Кондра­ тий Урманов так естественен в передаче поглотившего их чувства, так искренен во всем и так точен в каждом слове и жесте, что даже как-то не верится, что это — искусство. Открываю наугад и читаю: «Целую неделю мы работали, как батраки, с утра и до вечера, и только в воскресенье отдыхали. В эти редкие дни я с утра убегал к Даскаже. Патима уго­ щ ала меня кумысом, брала за руку, и мы отправлялись к реке Джабайке. У нас было мало слов для разговора, но это не смущало ни ее, ни меня. Увидев в небе жаворонка, она говорила: — Базторгай... Я повторял несколько раз это слово, чтобы запомнить, а потом говорил: — Жаворонок... Теперь очередь была за ней, и она раздельно выговаривала: — Жа-бо-ро-нок... Жа-бо-ро-нок... ...У Джабайки мы садились под боль­ шой черемуховый куст, слушали пение птиц, следили за бесшумным полетом лиловых стрекоз и молчали. Я не знал, о чем думала Патима, и неожиданно спрашивал, показывая на прозрачную воду: — Ниге? — Су... — Вода, — говорил я. — Бода... Бода...» Вот и все. Ясно и безыскусно. Но в этой прозрачной ясности, в этой непод­ ражаемой естественности и состоит ис­ кусство большого мастера, искусство вы­ сокой простоты и правды. Здесь ничего нельзя ни убрать, ни добавить, все верно до физической ощутимости, все наполне­ но искренним чувством и особенным, не поддающимся определению смыслом, ви­ димо, тем поэтическим смыслом, кото­ рый безоговорочно заставляет верить пи­ сателю, когда он, обобщая пережитое, прямо скажет: «Позднее, когда были пройдены уже какие-то пути в жизни, а сердце хватило больше горечи, чем ра­ дости, я часто вызывал в памяти об­ раз моей подруги детства и писал ей песни». Мальчик и Патима вынуждены были вскоре расстаться — управляющий все- таки выгнал больного из школы . Они расстались навсегда, естественно, не по­ дозревая об этом. Но навсегда также сохранилась в их душах любовь, любовь- песня, любовь-творчество, свободная, вечно животворящая, не знающая пре­ град — ни сословных, ни национальных. Человек, как известно, рождается сво­ бодным, он готов жить без этих преград, если, конечно, разумное в обществе, со­ циально справедливое в нем не отступит, если оно победит. Рассказ «Подруга» и написан во имя такой победы — победы разумного и челоёечного. Творчество Кондратия Никифоровича Урманова невелико, но многогранно, и каждая грань его драгоценна для нас не­ повторимым своеобразием, содержатель­ ностью, красотой. Почти полвека трудит­ ся он над созданием своих исторических очерков, коротких рассказов о природе и людях —- настоящих стихотворений в прозе. Он по праву относится к славной плеяде зачинателей советской литерату­ ры, верных хранителей ее лучших тради­ ций. Встреча с писателем Кондратием Урмановым на страницах книг, журна­ лов, газет всегда радость. Пусть будет больше таких новых встреч!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2