Сибирские огни, 1964, №3
и составляет существо редкого дарова ния Кондратия Урманова. «В один из холодных вечеров, — рас сказывает писатель, — когда за окном шумел буран и мороз расписывал стекла узорами," я затопил печку и долго сидел у открытой дверки. Пламя в печи мета лось и напоминало мне охотничий ко стер. А костер увел мою мысль далеко от города, на Уень-реку, на Почтовские поймы, на Аткульские займища, на озера и болота нашей обширной Барабинской степи, в царство птиц и обновляющейся природы. Мне казалось, что я слышу шум пролетавших стай и многоголосое пенье мелких птиц». Прочитав такое признание, нам не трудно понять, что для Кондратия Урма нова само название рек, пойм, займищ таит в себе нечто неповторимо поэтиче ское, что сам он не просто наблюдатель, ищущий точного слова для выражения своих ощущений, а человек необыкно венного склада души, для которого жизнь мыслима только в согласном еди нении с природой. Здесь нет никакого противопоставления обществу, потому что само общество, в котором живет Кондратий Урмаров, как раз и движется к этому «согласию» с природой через ее глубочайшее познание. Истинная лю бовь к природе всегда рождалась из большой любви к человеку. Кондратию Урманову, как свидетельствует вся его жизнь, не к чему было бы писать о своих естественных и поэтических открытиях, если бы он не думал о будущем челове ка, о будущем нашего общества. Необхо димо подчеркнуть, что все творчество Кондратия Урманова порождено социа листической революцией, потому оно так человечно, содержательно, подлинно на родно. Возьмите совсем непритязательный, на первый взгляд, рассказ «Подруга» — лучшее произведение Кондратия Урма нова, раскрывающее новую грань его большого таланта. Рассказ написан на «вечную, общечеловеческую» тему — о любви. В нем нет каких-либо красот стиля зрелого художника, нет, собствен но, и сложного, увлекающего нас сюже та, рассказ словно только и держится на интимно-доверительной интонации вос- поминателя о давнем, еще не осознавае мом, но глубоком и искреннем чувстве дружбы-любви к девочке, до сего дня щемящем и обновляющем его душу. Но в нем живо ощущается и время, и но вое мировосприятие человека. Незамысловатое действие рассказа от носится к самому началу века, к предре волюционной поре. В нем рассказывает ся об одном не новом событии в жизни одного человека, почти ребенка. Между тем все в произведении пронизано све том идей гуманизма и братства народов, требованием социальной справедливости. И что еще особенно характерно — идей, зреющих в народе, идущих из его сокро венных глубин. Мальчик — главный герой рассказа, — разумеется, многого не понимал из того, что происходило на русской земле в год смерти Льва Толстого, которая, однако, и школьников как-то коснулась и по-своему поразила. Но он уже читал Пушкина и Горького, мог безошибочно из нелегкого опыта определить, кто пе ред ним — добрый или злой человек. Со вершенное и. бесспорное зло воплотилось для него в управляющем школы-интерна та для бедных крестьянских детей, в ко торой они не столько учились, сколько работали, чтоб удовлетворить ненасыт ную страсть управляющего к картам. Ко всему остальному в мире Петр Кузьмич был абсолютно безразличен и равноду шен. Болезнь мальчика — жесточайший ревматизм, приковавший его к постели, обеспокоил управляющего только пото му, что он терял лишнюю пару рабочих рук. И все-таки он имел некоторые идеи. Первая из них — выжимать из детей все, что они могут дать во вверенном ему «казной» деле. И вторая — прези рать всех, стоящих ниже по социально сословной лестнице: ребят, на него ра ботающих, столяра Опанаса, пастуха- киргиза с его семьей. Больной мальчик подружился с девоч кой Патимой, дочерью пастуха-киргиза Даскажи. Однажды «холодные, недобрые глаза» управляющего заметили их вме сте. «— Это что еще за дружба? — А разве нельзя? — спрашиваю я и долго гляжу на его выбритое узкое лицо с темным пятачковым шрамом на правом виске и глотаю накипающие сле зы. — Ну и глупый... — говорит он, видя мое волнение. —- Что у тебя, товарищей нет? Ведь она киргизушка, а ты — рус ский, какая же может быть дружба?.. Я молчу, гляжу в его строгие глаза и не могу унять слезы. Ведь у меня никого здесь нет, к кому бы я мог так привя заться, как к Патиме. Но разве ему об этом расскажешь?!» Этот жестокий урок кастово-нацио нальной розни не нашел отклика в душе мальчика, потому что тут же столкнул ся он с подлинной человечностью людей, объединенных одной бедой — угнетен ностью, забитостью, бедностью. Пастух Даскажи, только что вырвав шийся на весенний воздух из холодной и сырой землянки, увидел сразу, что мальчику плохо, и пришел к нему на по мощь — вынес постель на солнце, стал поить кумысом, приносить доброкачест венную еду. И этот, казалось бы, еди ничный случай в руках художника-реа- листа вырос в большое обобщение: ис тинный гуманизм не безразличен к тому, в какой социальной среде он возник, как и в чем проявляется, какие цели пре следует. А исключительную прелесть досто верности всему, что произошло между мальчиком и управляющим, придает 12. «Сибирские огни» Л"» 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2