Сибирские огни, 1964, №3
Митяя — красноармеец, потом и сам Митяй. Ритм, краски, образы — вся поэтика рассказов подчинена трагическим собы тиям, которые вот-вот могут совершить ся или уже совершаются на наших гла зах. Мы еще не знаем, что произойдет в селе, где крестьяне сгрудились над коно крадами, но уже читаем: « З а Ивановкой — степь, села, русские, казахи . А над всем — свинцовое небо и свистящий осенний ветер, острый, пронизывающий, как озноб, как памятные для многих сол дат ожоги лихорадки в пинских боло тах...» А рассказ «Кровь на снегу» кончает ся так: «Жалобному вою Черныша гулко вто рило эхо, будто смеялось над его тос кой: «У-у-э-у!» В надвигающуюся ночь в лесные дебри бросал Черныш свою тос ку, сидя поодаль от огня, над пятном черневшей на снегу крови. Отсветы огня блистали у него в глазах, как крупные слезы». Сердце наше невольно сжимается от боли, и невольно рождается гнев. Боль шой. Непреодолимый. Случается, что в рассказах Кондратия Урманова—его не нависть к старому миру, его гнев, вы званный произволом омских правителей, скрыт, невидим простым глазом, но то и другое всегда в них присутствует — в образной системе, в интонации, в автор ской позиции. Пронеслась казачья сотня — крова вый «черный ветер». «Люди долго стояли у не засыпанной еще могилы и следили за удалявшим ся, тонувшем в камышах отрядом каза ков. Кто-то с отчаянием и дрожью в голосе выдохнул: — Господи, за что же?.. И другой голос отозвался: — Копай знай... После разберем ... И землицы Колчак всем даст... и милостя ми осыплет... А над степью, над озером, над посел ком одна песня — ветровая, камышовая: шшш-ш-шш... И будто не камыш это, а горячий гневный шепот. И шаги... шаги... шаги...» Здесь уже не просто картинка с натуры о зверствах белогвардейцев, а глубокое осмысление исторических событий. Кре стьянин начал сопоставлять факты , раз мышлять над пережитым. Эта мысль вы ражается в рассказе не публицистиче скими средствами, а образом и с боль шим эмоциональным напором. Характерные особенности колчаков щины, действительные отношения к дик татору разных слоев населения Омска и авторская оценка происходящего удачно сконцентрированы в маленьком рассказе « 3 последний час». На ладан дышит ом ское правительство, но преступления против человечности продолжают совер шаться: жгут, тащат, что плохо лежит, расстреливают ни в чем не повинных лю дей. Женщина с ребенком убита так. просто, чтоб не мешала... Обыватель рас терян и озлоблен, он откровенно циничен и «спасает» только себя, разглагольст вуя, однако, о «спасении наг{ии». Сам «верховный правитель» бежал, «прихва тив золотишко». А сквозь все это — мелкое, грязное, кровавое — пробивает ся, растет и ширится большая радость народной победы: «Город — как одно могучее сердце, билось оно, кипело от боли потерь и от того радостно нового, что трепетало в красных знаменах, в звуках оркест ра, в голосах людей — мягких и ласко вых». В этих рассказах, как и в других, ког- да-то вышедших под общим названием «Гнев», ясно определено отношение ав тора к революции, но не очень четко ощущается борющийся человек, он как- то растворяется в массе страдающих от ужасов колчаковщины лиц. Он в этих рассказах герой преимущественно эпизо дический, выступающий частенько как жертва неумолимых событий. Лишь в по следующих произведениях о граждан ской войне и прежде всего в очерках «Путь славных» на первом плане у пи сателя окажутся активные, сражающие ся борцы революции. Ефим 'Мамонтов, Петр Сухов и Франц С ухов ерхов— лица исторические, истин ные герои гражданской войны, память о которых «никогда не умрет в народе». Кондратий Урманов по крупицам собира ет все, что может верно охарактеризо вать их как революционеров, что способ но передать их индивидуальные особен ности. Он приводит автобиографии и письма своих героев, различные приказы и листовки, сообщения из газет. С тща тельностью историка излагает он факты и факты . Казалось бы, что может быть суше и бесстрастнее! Между тем все это постепенно наполняется живым дыхани ем эпохи, и книга «Путь славных» захва тывает читателя силою правды, «скры той теплотой» большого авторского чув ства. Мы видим, что смелые, дерзкие на леты Ефима Мамонтова на колчаковцев, его изобретательность и находчивость в проведении самых рискованных опера ций — не выдумка ради занимательно сти, как это бывало в некоторых произ ведениях о гражданской войне, а неоспо римый факт, изложенный сдержанно, скупо и точно. В главах под характерны ми названиями — «Первая схватка», «Формирование армии», «Бой в Сидор- ках», «Волчихинский бой» и т. п. — вы рисовывается незаурядная фигура Ма монтова, крупный характер крестьянско го вожака, вышедшего из толщи народ ной. А вот как нередко звучит в очерках Кондратия Урманова подлинный доку мент. Франц Суховерхов посажен в тюрьму. Сделано было все, чтобы разы скать его и спасти. Но — не удалось. В главе «Последний привет» рассказано:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2