Сибирские огни, 1964, №3
Н. Яновский КОНДРАТИЙ УРМАНОВ У Кондратия Никифоровича Урманова ■есть рассказ «Встреча». Ему предпосла но кратенькое посвящение: «Светлой па мяти брата Феди, погибшего в Амантай- ском бою». Рассказ автобиографичен. Из него мы узнаем , что Амантайское восста ние против Колчака было жестоко подав лено. Село Амантай уничтожено дотла, его защитники перебиты, и лишь немно гим удалось спастись. Рассказчик, тоже участвовавший в Амантайском бою, су мел переплыть Ишим с нелегкой раной в плече. От рыскавших повсюду карателей его спас казах Касым Жалбаев. С ним- то через много лет и произошла взволно вавшая рассказчика встреча. И сразу хлынули воспоминания о брате, о людях, боровшихся за Советскую власть, о себе. В этом рассказе есть такие строки: «Ночь коротка. Рассвет застает меня у камышового озера. Я оглядываюсь на восток и вижу на равнине черную бес форменную груду села и стелющийся по земле белый дым. Это все, что осталось от Амантая. И я шепчу про себя: — Вам, погибшим, вечный покой и слава! Ваши имена я записал в сердце своем, я их сохраню и расскажу живу щим... И имя ваших палачей я тоже со храню...» В марте 1964 года Кондратию Ники форовичу Урманову исполнилось семь десят лет. И теперь мы видим, что эти слова, произнесенные им как клятва в тот далекий трагический день, стали де лом, программой его жизни. Уже почти полвека он верно хранит в сердце своем имена героев гражданской войны и не устает как очевидец, гражданин и ху дожник рассказывать об их подвигах ны не живущим. Сначала в деревнях и селах, потом в колчаковском Омске скрывается Кондра- тий Урманов от преследований, от моби лизации в белогвардейскую армию. Он видел сибирскую столицу Колчака, ког да она чувствовала себя «прочно», ви дел, как она агонизировала под ударами Красной Армии и партизан, видел, ее последний час. Вероятно, этим и объяс няется, что Кондратий Урмлнов в боль шинстве рассказов, посвященных граж данской войне, пишет о зверствах колча ковцев, о людях, которые гибнут то бес смысленно жестоко, то героически. Толпа крестьян. Они собрались, чтобы осудить конокрадов. Бьют, кричат, тре буют самосуда. Их еле-еле сдерживает большевик, человек малограмотный, но горячий и убежденный. Не очень складно рассказывая о коммуне, которую сам не ясно представляет, объясняя, что вер ховный правитель адмирал Колчак — это нечто «вроде царя», он произносит, наконец, хорошо и точно выраженные слова, полные гнева: «— И землицы Колчак вам даст — по три аршина на брата, и милостями осыплет — не пожалеет ни шомполов, ни плеток, и подати нам царские простит — за гробом... Всех ублаготворит!.. Те перь нам крепко надо подумать: с кем идти?» Но как шквал налетела казачья сотня. Беспорядочно стреляли, топтали ло шадьми, рубили шашками. Ни за что убили тридцать семь человек. Рассказ называется «Черный ветер». А другой — «Кровь на снегу». Дед Митяй живет в лесу, охотится, как хозя ин, следит за птицей, зверем, деревьями. А когда заметил, что кто-то ловит коса чей запрещенным способом — «шат ром», он порубил сеть. Этим «кто-то» оказался местный колчаковец — сын по па. Как укрепились в селе беляки, при шли к деду Митяю солдаты, и сверши лось ужасное: сперва был убит сын деда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2