Сибирские огни, 1964, №3
возрождения. Все эти события раскры ваются через индивидуальные судьбы героев, через их мысли и конфликты . Гордое осознание своего человеческо го достоинства, растущее ощущение хо зяина жизни, созидателя, чувство мо рального превосходства над богатеями, вроде коннозаводчика Плахина, над злобствующими интеллигентами типа „доктора Гладышева, — вот путь, кото рый проходит в пьесе ее центральный герой Михей Кряжев. Непрерывный духовный рост его до чери Надежды от наивно-восторженной, с неясными идеалами девчурки до созна тельного борца за счастье народа, а впо следствии — партийного руководителя крупной стройки первой пятилетки — вот путь другой героини пьесы. Сложными извилистыми дорогами идут двое других детей Кряжева — Люд мила и Михаил. В их судьбах, раскры тых в строгом соответствии с логикой развития их характеров, в столкнове ниях со средой, нельзя не видеть отра жения сложности и противоречивости са мой эпохи. В решающих сценах пьесы драматур гический накал достигает таких высот, что заставляет думать о возможностях автора в создании трагедии, до сих пор, к сожалению, им не использованных. «Кряжевы» — первая пьеса, получив ш ая широкое признание, прошедшая на сценах многих городов страны. Она по разила , кроме иных своих достоинств, удивительно образным, метким, по-горь ковски афористичным, подслушанным в народе языком героев. В комедии «Без правды счастья не жди» есть сценка, где Ксюша говорит влюбленному в нее человеку: — Не будем, Игнаша, спешить со свадьбой. Ты подольше ласковым оста нешься. Она же говорит дальше: — Надо всегда вас в должниках дер жать . Чтоб вы себя без конца в чем-то виноватыми перед нами чувствовали. Да, да. Иначе ваш брат обязательно правым останется. А чья правда, того и верх. А разве я могу допустить, чтобы ты в се мье верх брал? Где же тогда равенство будет? Слова эти , сказанные будто и в шут ку, исполнены глубокого смысла. Про шло несколько лет, и мимоходом обро ненная драматургом мысль развивается у него в самостоятельный водевиль о любви под названием «Последняя леген да» («Принцы любви», 1958 г.). Здесь также вроде и в шутку и всерь ез обсуждается проблема равенства в браке . Причем за женщиной признается даже преимущество в праве на выбор и предложение. Первый опыт в жанре водевиля, не смотря на некоторую утяжеленность язы ка для этого рода драматургии, пере- усложненность метафор и гипербол, по лучился в целом удачным — он получил признание зрителя, до сих пор не сходит со сцен многих театров. И это лишнее свидетельство многообразия палитры ху дожника. Романтически-приподнятая «Горная баллада» (1958 г.) — самое задушевное, лирически-взволнованное произведение В. Лаврентьева о дружбе, самоотвер женности в товариществе, о любви. Жила на свете славная, веселая и му жественная девушка Оля. Мечтательни ца, страстно влюбленная в жизнь, в пу тешествия, она никогда не бывала в го рах, никогда не видела моря, и не смо жет никогда увидеть: во время бомбеж ки ее ранило, он% с детства прикована к постели да к креслу, на котором ее возят в сад. У нее «совсем-совсем никудышное сердце», врачи запретили ей даже вол новаться. И вот появляется у Оли друг — ин структор альпинизма. По-детски наивно верит Костя, что если бы Оля собрала всю волю и сказала: «Я хочу ходить», она бы пошла. Костя чуть не наделал бе ды, убедив Олю проделать этот опыт. Но от своего не отступился. Не может он, молодой, здоровый, красивый парень, пройти мимо, не заметив чужого стра дания, долгом совести считает он поспе шить на помощь. Рискуя разрывом с не вестой, рискуя своим служебным поло жением, даже под страхом судебной от ветственности, Костя вместе с другом Селимом ночью, тайком от врачей сана тория, с Олей на руках идет в горы, на перевал. И девушка в первый и, навер ное, в последний раз видит море. Эта история приобретает в пьесе смысл большого обобщения, звучит, как подлинный гимн гуманизму, дружбе, подвигу. Драматург добивается этой це ли весьма своеобразным путем: рядом с линией Костя — Оля проходят линии других героев, контрастно оттеняющие основную. Здесь обыкновенная, «земная», с юмо ром показанная любовь толстяка Мече- тина, здесь и любовь пошляка Сени, го тового во имя своей цели на шантаж и насилие, здесь и легкомысленная при вычка поиграть в любовь художницы Лепилиной. Как мы уже отметили, все эти линии почти не перекрещиваются. Но как в та ком случае пьеса не распадается на от дельные, ничем не связанные звенья? Композиционное единство, единое ды хание «Б аллады» — в стремительном развитии, изменении характеров героев под воздействием, при соприкосновении с высоким и героичным, каким предста ет в пьесе поступок Кости. Центральное событие пьесы производит переворот в сознании героев, в их взаимоотноше ниях. О настоящих словах любви, «за кото рые умереть не жалко», начинает меч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2