Сибирские огни, 1964, №3

возрождения. Все эти события раскры ­ ваются через индивидуальные судьбы героев, через их мысли и конфликты . Гордое осознание своего человеческо­ го достоинства, растущее ощущение хо­ зяина жизни, созидателя, чувство мо­ рального превосходства над богатеями, вроде коннозаводчика Плахина, над злобствующими интеллигентами типа „доктора Гладышева, — вот путь, кото­ рый проходит в пьесе ее центральный герой Михей Кряжев. Непрерывный духовный рост его до­ чери Надежды от наивно-восторженной, с неясными идеалами девчурки до созна­ тельного борца за счастье народа, а впо­ следствии — партийного руководителя крупной стройки первой пятилетки — вот путь другой героини пьесы. Сложными извилистыми дорогами идут двое других детей Кряжева — Люд­ мила и Михаил. В их судьбах, раскры ­ тых в строгом соответствии с логикой развития их характеров, в столкнове­ ниях со средой, нельзя не видеть отра­ жения сложности и противоречивости са­ мой эпохи. В решающих сценах пьесы драматур­ гический накал достигает таких высот, что заставляет думать о возможностях автора в создании трагедии, до сих пор, к сожалению, им не использованных. «Кряжевы» — первая пьеса, получив­ ш ая широкое признание, прошедшая на сценах многих городов страны. Она по­ разила , кроме иных своих достоинств, удивительно образным, метким, по-горь­ ковски афористичным, подслушанным в народе языком героев. В комедии «Без правды счастья не жди» есть сценка, где Ксюша говорит влюбленному в нее человеку: — Не будем, Игнаша, спешить со свадьбой. Ты подольше ласковым оста­ нешься. Она же говорит дальше: — Надо всегда вас в должниках дер­ жать . Чтоб вы себя без конца в чем-то виноватыми перед нами чувствовали. Да, да. Иначе ваш брат обязательно правым останется. А чья правда, того и верх. А разве я могу допустить, чтобы ты в се­ мье верх брал? Где же тогда равенство будет? Слова эти , сказанные будто и в шут­ ку, исполнены глубокого смысла. Про­ шло несколько лет, и мимоходом обро­ ненная драматургом мысль развивается у него в самостоятельный водевиль о любви под названием «Последняя леген­ да» («Принцы любви», 1958 г.). Здесь также вроде и в шутку и всерь­ ез обсуждается проблема равенства в браке . Причем за женщиной признается даже преимущество в праве на выбор и предложение. Первый опыт в жанре водевиля, не­ смотря на некоторую утяжеленность язы ка для этого рода драматургии, пере- усложненность метафор и гипербол, по­ лучился в целом удачным — он получил признание зрителя, до сих пор не сходит со сцен многих театров. И это лишнее свидетельство многообразия палитры ху ­ дожника. Романтически-приподнятая «Горная баллада» (1958 г.) — самое задушевное, лирически-взволнованное произведение В. Лаврентьева о дружбе, самоотвер­ женности в товариществе, о любви. Жила на свете славная, веселая и му­ жественная девушка Оля. Мечтательни­ ца, страстно влюбленная в жизнь, в пу­ тешествия, она никогда не бывала в го­ рах, никогда не видела моря, и не смо­ жет никогда увидеть: во время бомбеж­ ки ее ранило, он% с детства прикована к постели да к креслу, на котором ее возят в сад. У нее «совсем-совсем никудышное сердце», врачи запретили ей даже вол­ новаться. И вот появляется у Оли друг — ин­ структор альпинизма. По-детски наивно верит Костя, что если бы Оля собрала всю волю и сказала: «Я хочу ходить», она бы пошла. Костя чуть не наделал бе­ ды, убедив Олю проделать этот опыт. Но от своего не отступился. Не может он, молодой, здоровый, красивый парень, пройти мимо, не заметив чужого стра­ дания, долгом совести считает он поспе­ шить на помощь. Рискуя разрывом с не­ вестой, рискуя своим служебным поло­ жением, даже под страхом судебной от­ ветственности, Костя вместе с другом Селимом ночью, тайком от врачей сана­ тория, с Олей на руках идет в горы, на перевал. И девушка в первый и, навер­ ное, в последний раз видит море. Эта история приобретает в пьесе смысл большого обобщения, звучит, как подлинный гимн гуманизму, дружбе, подвигу. Драматург добивается этой це­ ли весьма своеобразным путем: рядом с линией Костя — Оля проходят линии других героев, контрастно оттеняющие основную. Здесь обыкновенная, «земная», с юмо­ ром показанная любовь толстяка Мече- тина, здесь и любовь пошляка Сени, го­ тового во имя своей цели на шантаж и насилие, здесь и легкомысленная при­ вычка поиграть в любовь художницы Лепилиной. Как мы уже отметили, все эти линии почти не перекрещиваются. Но как в та­ ком случае пьеса не распадается на от­ дельные, ничем не связанные звенья? Композиционное единство, единое ды­ хание «Б аллады» — в стремительном развитии, изменении характеров героев под воздействием, при соприкосновении с высоким и героичным, каким предста­ ет в пьесе поступок Кости. Центральное событие пьесы производит переворот в сознании героев, в их взаимоотноше­ ниях. О настоящих словах любви, «за кото­ рые умереть не жалко», начинает меч­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2