Сибирские огни, 1964, №3
и затем в чайной возле проезжего трак та) — по своей истинной сущности это народная драма. В лесных чащобах на реке Светлой, вдали от грохота пушек продолжает свои работы небольшая изыскательская пар тия. Все здесь дышит сегодняшним днем: рвется на фронт начальник пар тии Илюхин, с трепетом ждет писем от мужа, сражающегося на передовой, гид ролог Русинова, сводки Совинформбюро приносят тревожные вести... Но здесь же проходит и новый фронт. Страна думает о своем завтрашнем дне. Партия геологов ведет изыскания для строительства грандиозной гидроэлек тростанции. Уже этим приемом столкновения в пределах одного маленького коллектива настоящего и будущего страны драма тург широко раздвигает рамки действия. Мысли и дела людей приобретают но вый, более глубокий смысл, становятся масштабными, заставляют раздумывать о делах общенародного значения. Человек Страны Советов, превозмо гая раны и боль величайших потрясений, честный, бессребреник и яростный бо рется за него, не отступает ни при каких условиях — такова идея «Светлой». Прославляя верность, как высший идеал человеческого общежития, В. Лаврен тьев рассматривает эту проблему не только в труде, но и в вопросах морали, чести, дружбы, любви, долга перед Ро диной и перед семьей. Такие герои пьесы, как кристально честный, бессребреник и яростный бо рец Илюхин, мужественная, доверчивая и удивительно постоянная в любви Аня Погожева, прямодушная тетя Фиса, ста ли значительным явлением в раскры тии положительного образа современ ника. Особенно дорог автору образ Илюхи на. В нем наиболее полно воплощена идея верности. Верный идеям своего учителя профессора Фролова, в тяжелых условиях войны продолжает Илюхин изыскательские работы. Ни соблазны, ни угрозы нового начальника, с карье ристскими целями выступившего против проекта Фролова, не могут поколебать Илюхина. Став жертвой ложного доноса, он вынужден оправдываться, вести дол гую, унизительную для своего достоин ства тяжбу. Но этот человек никогда не позволяет себе впасть в меланхолию. Да же в минуты отчаяния его не покидает веселая озорная злость. Илюхин выхо дит победителем. Полный жизни и веры в будущее после долгих мытарств воз вращается он на стройку, развернув шуюся по проекту его учителя. И хоть засеребрились виски, радостью борьбы и победы веет от всего облика этого боево го, горячего человека. Так побеждает верность! Очень интересна впервые публикуе мая в 1964 году пьеса «Суровые годы». Законченная еще в 1957 году, она ши роко ставит вопрос доверия к человеку. Верить человеку, во все лучшее в нем — вот к чему призывает в этой пьесе дра матург. Д ля тех, кто знает В. Лаврентьева как мастера глубокого психологического рисунка, драматурга-публициста, созна тельно отказывающегося от сценически- эффектных ситуаций, будет несколько неожиданным, что здесь мнбго острых сюжетных поворотов, в иных местах на поминающих приключенческие пьесы. Но неизменным остается внимание авто ра к внутренней жизни своих героев, и суровая драма семьи, развернувшаяся в годы войны в оккупированном гитлеров цами городе, дана не как внешне-захва- тывающее событие, а как психологиче ски мотивированное столкновение ха рактеров, мировоззрений. В этой пьесе В. Лаврентьев далек от прямолинейного, упрощенного представ ления о человеке. Сложные, а порой и противоречивые поступки героев пьесы «Суровые годы» раскрывают нам изви листый путь их прозрения, путь к истине. Характерно, что и здесь В. Лаврен тьев выступил как разведчик новой те мы, во многом предвосхитивший даль нейшую ее разработку в таких произве дениях, как «Барабанщица» Салынско го, «Хочу верить» Голосовского. Нет у Лаврентьева пьесы, где бы не присутствовали в том или ином качестве любовь, дружба, не раскрывались бы се мейные отношения. Но есть группа пьес, специально посвященных этой проблеме. Это прежде всего «Кряжевы» . Те, кто читал или видел «Кряжевых» на сцене, с трудом поверят в справедливость от несения эгой исторической хроники к пьесам о семье. Действительно, истори ческий, социальный размах событий, вовлеченных в действие, настолько ве лик, что лишь впоследствии, анализируя увиденное или прочитанное, начинаешь убеждаться, что в основе пьесы — исто рия распада и возрождения небольшой семьи сибирского мастерового — кро вельщика Михея Кряжева. Наверное, подобное же ощущение возникает у читающего Горьковский ро ман «Дело Артамоновых» или смотряще го спектакли «Любовь Яровая» или «Разлом» . Горького мы помянули не случайно — творческая учеба В. Лаврентьева у ос новоположника социалистического реа лизма неоспорима точно так же, как не оспоримо, что Лаврентьев — убежден ный продолжатель традиций русской со ветской драматургической классики. Прослеживая историю семьи Кряже вых на протяжении трех десятилетий — с начала века до начала первой пятилет ки, — драматург вводит в ткань пьесы такие события, как революция 1905 го да, Октябрь, гражданская война, годы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2