Сибирские огни, 1964, №3

Несмотря на то, что в первой пьесе В. Лаврентьева характеры не так мас­ штабны и могучи, как в последующих, мы без труда можем угадать в них пред­ шественников, даже прямых родственни­ ков будущих героев. Вот полевод Владимир Крылин. По­ ставленный горе-руководителями в без­ выходное положение —• непозволительно затянулась уборка урожая, — он гово­ рит: В л а д и м и р (берет к о л о с ь я ) . Этих свидетелей не спрашивают, глядеть на них начальству недосуг. Кому охота пойти на полосу да послушать, как хлеб тоненько звенит, жалуется, что его вовремя не убирают. (С о з л о ст ью б р о са ­ ет ). И я слушать больше не хочу. Сколь­ ко соберем — столько и ладно. (П а у з а ) . Ни о чем другом в жизни не мечтал, как только хлеб выращивать, людей кор­ мить. Никуда не рвался. Отслужил сроч­ ную, был на фронте, много всяких со­ блазнов встречалось, какую девушку упустил и сейчас забыть не могу, а в городе не усидел, в дальних краях не остался — вернулся. А вот теперь начи­ наю подумывать — не ошибся ли? Не уехать ли работать на завод? Эти слова, полные горечи и бессиль­ ной ярости, мог сказать только человек, влюбленный в свой труд земледельца, сказать в канун решительного поворота в его судьбе. Прошло несколько лет, и в пьесе «Где-то совсем рядом» мы встретились с Анисимом Ермолаевым. Этот пятиде­ сятилетний богатырь пребывает сейчас в неподходящей для него роли «хозяйки гостиницы». Не по своей воле оторван­ ный от земли, он говорит: — Не равняй ты себя со мной. Для тебя разницы нет, где напильником да молотком работать. Что на Сахалине, что в Крыму, что здесь. Ж елезо — вез­ де железо . И не очень-то в умелом на­ чальстве нуждаешься, потому что твою работу в любой день и час начни, в лю­ бой кончи. Инструмент в ящик — и ка­ тись. А хлеб везде по-разному растет. Ему колыбельку годами готовить надо. Далеко вперед заглядывать и уметь ждать. Это же не просто работа, а тво­ рение. Невозможно отделаться от ощущения, что перед нами тот же Владимир Кры­ лин на новом этапе своей нелегкой^судь- бы. Возмужавший, более мудрый, он рвется к большому делу. Он мечтает по­ лучить в свое полное распоряжение зе­ мельный участок, чтобы распахать его и работать на нем до самой своей смерти, работать так, чтобы сверх мудрецами высчитанных и на десять лет вперед раз­ меренных планов еще каждую осень до­ полнительно, в качестве подарка Родине, собирать немало хлебушка, — и тогда и земледельцу радостно, и государству по­ лезно. Эта мечта Анисима Ермолаева — раз­ ве она не сродни Владимиру, который лишь о том и думал, «как только хлеб выращивать, людей кормить»? Если проследить развитие характеров в пьесах «Б е з правды счастья не жди», «Они продолжают путь», «Ради своих ближних», «Где-то совсем рядом», мы увидим, как разрабатывает драма­ тург свою большую, одну из централь­ ных в его творчестве, тему — земля и люди. Перед нами проходит не просто галерея характеров , образов, проблем, а целая эпопея .жизни села, где герои од­ ной пьесы подхватывают недосказанное в предыдущей. Неустроенность их сего­ дняшнего дня не вызовет у вас чувства тоски, безысходности. Напротив, их сильные характеры борцов, их ж аркая мечта романтиков, влюбленных в труд, в будущее на земле, зовет в бой со всем отжившим, с человеческим хламом, ме­ шающим жить и творить. — Мои герои живут в постоянном со­ стоянии душевной приподнятости, — го­ ворит драматург. — Сознание, что на­ стоящее будет изменяться и уходить в прошлое, — вот смысл того, что я пишу. Пьесы В. Лаврентьева, посвященные жизни села, чужды бытовой приземлен­ ное™, свойственной многим произведе­ ниям на «колхозную тему». В своем по­ рыве к будущему герои Лаврентьева ре­ шительно отказываются поэтизировать, утверждать незыблемость сегодняшнего уклада жизни. Всем существом отверга­ ют они в настоящем все, что не соот­ ветствует их представлениям о будущем коммунистическом завтра. Любимый герой Лаврентьева Тимка из пьесы «Р ади своих ближних» на во­ прос Ушакова — крепка ли его любовь к земле, к труду земледельца,— отвеча­ ет: — Насчет любви не знаю, а вот нена­ висти кое к чему хватает... Нехватки да недостатки — я эти два слова на всю жизнь возненавидел. И до тех пор спу­ ску себе не дам, пока эти слова не нач­ нут люди забывать. Поэтому трактори­ стом стал, и не уеду из деревни, а не по­ тому, что что-то люблю. Конечно, навер­ но, люблю, только без меня есть кому это расписывать... Когда московский театр имени Н. В. Гоголя, пройдя мимо этого прямого ука­ зания драматурга, принялся в спектакле «Ради своих ближних» «расписывать» любовь людей к своему краю, то есть ре­ шил пьесу в сугубо бытовой манере, его постигла жестокая неудача. Лаврентьев не бытописатель! Любить свой край, свою землю по Лаврентьеву — любить их будущее. Две пьесы В. Лаврентьева — «Свет­ лая» и «Суровые годы» — посвящены теме Великой Отечественной войны. «Светлая» — пьеса о верности. Не­ смотря на кажущуюся ее камерность (в ней всего 12 персонажей, действие раз­ ворачивается в глухом таежном поселке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2