Сибирские огни, 1964, №3

Не по рассказам, а на собственном опыте знает В. Лаврентьев войну. С де­ кабря 1941 года он участник Великой Отечественной войны. Здесь, в рядах действующей армии, было написано пер­ вое его произведение, увидевшее свет. Взволнованный гибелью друга-разведчи- ка, Лаврентьев посвятил ему «Балладу о рядовом Кузьмине». В апреле 1943 го­ да в газете Закавказского фронта «Боец РККА» она была напечатана. Здесь же, на фронте, вызревает замы­ сел пьесы об истории одной семьи, замы­ сел, над осуществлением которого он бу­ дет впоследствии работать многие годы. В феврале 1945 года Лаврентьев был демобилизован. В последующие годы он работает в газетах , часто бывает на заводах и строй­ ках края, в колхозах, выступает с очер­ ками и рассказами. Но огромный заряд жизненных впе­ чатлений, образов, тем аккумулировал­ ся слишком густо, чтобы уместиться в малых литературных формах. Единст­ венным выходом этого зар яд а для Лав­ рентьева была драматургия. К 1952 году В. Лаврентьев закончил работу над тремя пьесами. Сразу над тремя! Это была бурная зарядка энер­ гии, копившейся годами. Одна за другой публикуются и ставятся эти пьесы — плоды многолетних раздумий и упорного труда. Итак, первые замыслы осуществлены, первое слово сказано. Но сколько их еще просится наружу, сколько еще замыс­ лов ждет своего воплощения! И Лаврен­ тьев работает напряженно и лихорадоч­ но. Спешит сказать главное, выношен­ ное, рвущееся из души. Но, характерная черта Лаврентьева, — он никогда не то­ ропится с опубликованием. Только про­ изведение, которое он считает закончен­ ным, приносит в театр. Пьеса без театра — еще не вся пьеса. Только облачившись в плоть и кровь те­ атрального спектакля, она начинает ту полнокровную жизнь, к которой пригото­ вил ее автор. В. Лаврентьев встретил в лице В. П. Редлих и Н. Ф. Михайлова режиссеров, глубоко и чутко понимаю­ щих его драматургию. Театр «Красный факел» стал той стартовой площадкой, с которой пьесы Лаврентьева уходили в большую жизнь. Пять премьерных афиш с именем Лаврентьева выпустил «Крас­ ный факел». Редкостный для периферии пример длительного творческого содру­ жества театра и драматурга! III Критики не очень жалуют первую пьесу Лаврентьева «На просторах». Между тем эта пьеса, особенно ее но­ вый, переработанный вариант под назва­ нием «Без правды счастья не жди», представляет значительный интерес: в ней внимательный глаз может обнару­ жить многие черты всей будущей дра­ матургии Лаврентьева. Острота и смелость постановки про­ блемы, раскрывающей важнейшие сторо­ ны жизни села, умение заглянуть впе­ ред в раздумьях об экономическом раз­ витии страны, в раздумьях о политике партии, осмысление нового, нарождаю­ щегося в отношениях людей к труду, к личной славе и чести советского чело­ века, морально-этические проблемы, включающие в себя вопросы любви, то­ варищества, семейных отношений,— все это в той или иной степени уже присут­ ствует в первой пьесе драматурга. Протестуя против вредной установки на рекордсменство отдельных механиза­ торов в ущерб общему подъему, вопло­ щ ая этот конфликт в столкновении карь­ ериста, инженера областного управле­ ния сельского хозяйства Безрукова , при­ способленца, инструктора райкома пар­ тии Ладанова, корыстолюбивой колхоз­ ницы Глафиры, с одной стороны, и лю­ дей чистой совести — полевода Крыли- на, бухгалтера Ерохина, трактористки Ксюши — с другой, В. Лаврентьев пока­ зывает неизбежность крушения любой вредной, антинародной установки. Ха­ рактерами новых людей колхозного се­ ла, выращенных, воспитанных за годы Советской власти, доказывает драматург свою идею. На примере этой пьесы можно увидеть основные черты творческого метода В. Лаврентьева, метода, который к тому времени можно считать уже сложившим­ ся. Доподлинно зная своих героев со все­ ми конкретнейшими приметами их ха­ рактеров, профессиональных навыков, привычек, драматург ставит их в опре­ деленные предполагаемые обстоятель­ ства и прослеживает логику их поступ­ ков, диалектику их мышления. Драма­ турга волнует не столько место героев в настоящем, сколько их порыв, пригод­ ность для коммунистического будущего. С позиций этого завтра оценивает Лав­ рентьев их дела и помыслы. Избрав острую тему борьбы с пого­ ней за отдельными рекордами, приво­ дящей к массовым потерям при уборке урожая, В. Лаврентьев, основываясь на анализе характеров своих героев, пред­ сказал скорую гибель вредной установ­ ки. Уже через два года сентябрьский Пленум ЦК партии 1953 года решитель­ но осудил подобную практику. Жизнь подтвердила правоту драматурга. Но, может быть,- вместе с постановле­ нием ЦК устарела и вся пьеса? Нет, она жива по сей день, потому что раскрыва­ ет проблему в столкновении характеров, в горячих спорах умов и чувств. И в пьесе «Они продолжают путь», и в пьесе «Ради своих ближних», и в по­ следующей — «Где-то совсем рядом» тот же прием построения сюжета вокруг острой, общественно-значительной темы полностью себя оправдал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2