Сибирские огни, 1964, №3
Не по рассказам, а на собственном опыте знает В. Лаврентьев войну. С де кабря 1941 года он участник Великой Отечественной войны. Здесь, в рядах действующей армии, было написано пер вое его произведение, увидевшее свет. Взволнованный гибелью друга-разведчи- ка, Лаврентьев посвятил ему «Балладу о рядовом Кузьмине». В апреле 1943 го да в газете Закавказского фронта «Боец РККА» она была напечатана. Здесь же, на фронте, вызревает замы сел пьесы об истории одной семьи, замы сел, над осуществлением которого он бу дет впоследствии работать многие годы. В феврале 1945 года Лаврентьев был демобилизован. В последующие годы он работает в газетах , часто бывает на заводах и строй ках края, в колхозах, выступает с очер ками и рассказами. Но огромный заряд жизненных впе чатлений, образов, тем аккумулировал ся слишком густо, чтобы уместиться в малых литературных формах. Единст венным выходом этого зар яд а для Лав рентьева была драматургия. К 1952 году В. Лаврентьев закончил работу над тремя пьесами. Сразу над тремя! Это была бурная зарядка энер гии, копившейся годами. Одна за другой публикуются и ставятся эти пьесы — плоды многолетних раздумий и упорного труда. Итак, первые замыслы осуществлены, первое слово сказано. Но сколько их еще просится наружу, сколько еще замыс лов ждет своего воплощения! И Лаврен тьев работает напряженно и лихорадоч но. Спешит сказать главное, выношен ное, рвущееся из души. Но, характерная черта Лаврентьева, — он никогда не то ропится с опубликованием. Только про изведение, которое он считает закончен ным, приносит в театр. Пьеса без театра — еще не вся пьеса. Только облачившись в плоть и кровь те атрального спектакля, она начинает ту полнокровную жизнь, к которой пригото вил ее автор. В. Лаврентьев встретил в лице В. П. Редлих и Н. Ф. Михайлова режиссеров, глубоко и чутко понимаю щих его драматургию. Театр «Красный факел» стал той стартовой площадкой, с которой пьесы Лаврентьева уходили в большую жизнь. Пять премьерных афиш с именем Лаврентьева выпустил «Крас ный факел». Редкостный для периферии пример длительного творческого содру жества театра и драматурга! III Критики не очень жалуют первую пьесу Лаврентьева «На просторах». Между тем эта пьеса, особенно ее но вый, переработанный вариант под назва нием «Без правды счастья не жди», представляет значительный интерес: в ней внимательный глаз может обнару жить многие черты всей будущей дра матургии Лаврентьева. Острота и смелость постановки про блемы, раскрывающей важнейшие сторо ны жизни села, умение заглянуть впе ред в раздумьях об экономическом раз витии страны, в раздумьях о политике партии, осмысление нового, нарождаю щегося в отношениях людей к труду, к личной славе и чести советского чело века, морально-этические проблемы, включающие в себя вопросы любви, то варищества, семейных отношений,— все это в той или иной степени уже присут ствует в первой пьесе драматурга. Протестуя против вредной установки на рекордсменство отдельных механиза торов в ущерб общему подъему, вопло щ ая этот конфликт в столкновении карь ериста, инженера областного управле ния сельского хозяйства Безрукова , при способленца, инструктора райкома пар тии Ладанова, корыстолюбивой колхоз ницы Глафиры, с одной стороны, и лю дей чистой совести — полевода Крыли- на, бухгалтера Ерохина, трактористки Ксюши — с другой, В. Лаврентьев пока зывает неизбежность крушения любой вредной, антинародной установки. Ха рактерами новых людей колхозного се ла, выращенных, воспитанных за годы Советской власти, доказывает драматург свою идею. На примере этой пьесы можно увидеть основные черты творческого метода В. Лаврентьева, метода, который к тому времени можно считать уже сложившим ся. Доподлинно зная своих героев со все ми конкретнейшими приметами их ха рактеров, профессиональных навыков, привычек, драматург ставит их в опре деленные предполагаемые обстоятель ства и прослеживает логику их поступ ков, диалектику их мышления. Драма турга волнует не столько место героев в настоящем, сколько их порыв, пригод ность для коммунистического будущего. С позиций этого завтра оценивает Лав рентьев их дела и помыслы. Избрав острую тему борьбы с пого ней за отдельными рекордами, приво дящей к массовым потерям при уборке урожая, В. Лаврентьев, основываясь на анализе характеров своих героев, пред сказал скорую гибель вредной установ ки. Уже через два года сентябрьский Пленум ЦК партии 1953 года решитель но осудил подобную практику. Жизнь подтвердила правоту драматурга. Но, может быть,- вместе с постановле нием ЦК устарела и вся пьеса? Нет, она жива по сей день, потому что раскрыва ет проблему в столкновении характеров, в горячих спорах умов и чувств. И в пьесе «Они продолжают путь», и в пьесе «Ради своих ближних», и в по следующей — «Где-то совсем рядом» тот же прием построения сюжета вокруг острой, общественно-значительной темы полностью себя оправдал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2