Сибирские огни, 1964, №3
многообразных профессий своих героев, тонко, ненавязчиво их воссоздает. Его любовь к подробностям создает ту зри мую конкретность времени и места дей ствия, от которой не отмахнешься, кото рую не передашь одной-двумя условными деталями! В то же время В, Лаврентьев чужд бы тописательства. Его герои «не сидят и не пьют чаи». Драматург захватывает их в такие минуты жизни, когда остро и от- точенно звучит их мысль, когда схватка страстей достигла высокого накала. Пьесы Лаврентьева достаточно широ ко ставятся, и нельзя сказать, что в ис тории их сценического воплощения не было побед. К числу удачных постановок можно отнести «Кряжевых» в театре «Красный факел» с Михеем — А. А рж а новым, «Светлую» с Илюхиным — Н. Михайловым. Удачными были две по становки «Ивана Буданцева» в новоси бирском «Красном факеле» и в Воронеж ском театре. С успехом идут две его пье сы в странах народной демократии. В краснофакельской постановке «Они продолжают путь» роль Ивана Буданце- ва играл А. Аржанов. Перед зрителями представал образ могучего духом зачи нателя колхозного движения. Своим бо гатейшим опытом, жизненной мудростью, страстным, творческим отношением к де лу он звал за собой. У него учились, от его яркого и сильного огня загорались сердца. Вот как проводил одну из централь ных сцен А. Аржанов. Буданцев объясняется с невестой при езжего архитектора Леной. Б уданцев— Аржанов убежденно, весомо доказывает ей, что принятие поспешно и необдуман но выполненного проекта способно лишь погубить талант будущего архитектора, ее жениха: «Человек, может быть, на ве ликое был способен, а его в кустаря по хвалами превращают». Артист действует вполне конкретно — он внушает, убеж дает Лену, его аргументы направлены к партнеру, к своей нетерпеливой собесед нице. Но в какую-то минуту зритель на чинает ощущать себя участником спора, ему начинает казаться, что доводы Бу- данцева обращены не только к Лене, но и к тем ее единомышленникам, что, чу раясь серьезного кропотливого труда, то ропятся поскорее взять как можно боль ше для себя. Слова начинают звучать не посредственно в зрительный зал. Очевидно, это один из возможных пу тей воплощения драматургии Лаврентье ва. Но он, конечно, не исключает и дру гих. Для нас несомненно, что в творче ской манере В. Лаврентьева заложено нечто принципиально новое. Разгадать это новое, найти соответствующее по силе и оригинальности сценическое решение — заманчивая задача режис суры. А что касается особенностей ком позиции пьес Лаврентьева, то здесь уме стно будет вспомнить одну небольшую историю. Один из известных драматургов Б. Ро машов, нередко критиковавший компози цию пьес Лаврентьева, однажды выска зал в печати предположение, что поиски Лаврентьевым своей формы драматур гического произведения есть не что иное, как неумение владеть композицией. И как бы в ответ на это утверждение В. Лаврентьев написал свою пьесу «Ус пех», строжайше соблюдая все каноны классического триединства (действия, места и времени). К какому же выводу пришел драматург в результате этой пробы? Классические единства очень дисциплинируют драматурга, они — изу мительная школа для начинающего. Пройди эту школу и переходи на свою форму. II Быстрое выдвижение В. Лаврентьева в ряды ведущих драматургов не будет казаться «необычным», если вспомнить хотя бы в общих чертах его жизненный и творческий путь. С ранних л ет он увлекался самыми разнообразными ремеслами.' Своими ру ками перепробовал десятки профессий. Это ли знание начал многих профессио нальных навыков или близкое знаком ство, частое общение с людьми, влюб ленными в свое дело, творцами, изобре тателями пробудило любознательность подростка? Как бы то ни было, а имен но в этот период времени зародились у него первые вопросы о мироздании, о со циальных взаимоотношениях людей... Попутно он с головой окунается в мир книг. От случайного, бессистемного чтения потянуло к книгам по филосо фии, и вскоре понял, -что именно к этой науке его влечет больше всего. После окончания средней школы Лав рентьев заочно учится в Московском юридическом институте и одновременно работает в судебных органах. Перед гла зами будущего драматурга проходит ве реница людей, разнообразнейших чело веческих типов с их болями, горестями, множество порою глубоких, а порой и смехотворных конфликтов. Изучение законов, этого густого концентрата всей истории человеческого опыта, всех нравственных, хозяйствен ных, правовых институтов страны, ока залось великолепной школой дисципли ны ума, приучало каждый малый факт (вроде мелкой кражи платка) соотносить с большим и общественно важным. Обилие впечатлений, огромный накоп ленный материал запросились на ■бума гу. И Лаврентьев начал писать. Но на первых порах был он, что называется, «подпольным литератором» — никому своих произведений не показывал, хотя среди первых опытов были и стихи, и киносценарий, и пьеса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2