Сибирские огни, 1964, №3
Анализируя эту пьесу, один критик много темпераментных слов потратил на то, чтобы доказать, что «Ради своих ближних» — попросту иллюстрирует из вестные положения январского Пленума ЦК партии 1961 года по вопросам разви тия сельского хозяйства. При этом кри тик не учел одного простого обстоятель ства: пьеса Лаврентьева была написана... за два года до Пленума ЦК. Другой критик, давая разбор пьесы «Они продолжают путь», утверждал, что конфликт между председателем колхоза Иваном Буданцевым и его дочерью Ва лей, убежавшей в город вместе с подру гой Дашей, от начала до конца наду ман, искусственен, что ему придано го раздо большее значение, чем он имеет в жизни. В пьесе этот конфликт выглядит так. Не испугавшись труда, не ради «краси вой городской жизни» у ехала Валя из колхоза. Причина ее бегства — стремле ние оградить отца от лишних неприятно стей. Дело в том, что противники Будан- цева, желая ему досадить, ставили его дочь-трактористку в заведомо худшие условия, а она не хотела жаловаться, не хотела, чтобы «личные мотивы» помеша ли отцу вести решительную, принципи альную борьбу. Но своим отъездом, чуть ли не самопожертвованием, Валя оказала отцу медвежью услугу, лишив его мо рального права осуждать массовое бег ство молодежи из села, имевшее место в те годы. Как видим, гнев Буданцева име ет под собой вполне реальную почву, а конфликт взят из жизни. Вряд ли повторит свое утверждение критик теперь. Именно теперь, когда борьба за сохранение колхозных кадров, забота о преемственности трудовых на выков, профессий стала одной из боевых задач дня, когда во весь голос зазвучала она и в произведениях наших писателей (например, в «Тронке» О. Гончара или в повести «Даша» Ю. Лапика). Вновь время разрешило спор в пользу драматурга. Вновь критику остается лишь недоуменно пожимать плечами — откуда, мол, такая прозорливость?! Но прежде чем мы попытаемся отве тить на этот вопрос, в порядке обсужде ния выдвинем еще одну проблему: если драматург смог в своих пьесах заглянуть в завтрашний день, поставить острые, общественно важные вопросы и сказать свое верное слово в области социально- экономической, не подсказывает ли он и театру формой своих произведений нечто принципиально новое, то, что станет предметом театральных поисков завтра? Сколько лет существуют пьесы Лав рентьева, столько лет идет спор о компо зиционном их построении, об их сценич ности. «Кряжевы» иными воспринимаются как историческая хроника, а иными — как отдельные драматургически крепко и образно сколоченные узлы , напоми нающие сксЗрее не пьесу, а инсцениров ку большого романа. В «Светлой» автора упрекали за от сутствие композиционного единства. Кри тиков поражало, что в этой пьесе чело век, выдвинувшийся совершенно опреде ленно в первых двух актах на положение центрального ведущего героя, отходит затем на третий план, уступая место дру гому герою, появившемуся в пьесе гораз до позже и вносящему в нее и свою те матическую линию и, следовательно, дру гую проблематику. В пьесах «Они продолжают путь», «Р а ди своих ближних» и «Где-то совсем ря дам» режиссеров настораживает широкое включение в речь героев полемически- заостренных, публицистических моноло гов, обращенных не столько к партнерам по сцене, сколько через их головы в зри тельный зал. Монологи эти, не являясь звеном действия, призваны непосредст венно воздействовать на умы и сердца зрителей , будоража их воображение. Но как решить их в спектакле? Режиссерские поиски последних лет шли по линии открытого использования условностей театра, по линии слияния различных жанров в одном, синтетиче ском — театральном. Редкий спектакль не включает в себя музыку, пение, тан цы, элементы пантомимы. Добротные павильоны прошлых лет сменили лако ничные образные детали. На пути этих поисков есть немало побед. Достаточно назвать «Гамлета» у Охлопкова, «Клопа» и «Баню» в московском Театре сатиры, «Всеми забытый» в театре Советской Ар мии (нарочно привожу наиболее широко известные примеры). Но нельзя забывать, что и Шекспир, и Маяковский, и Назым Хикмет по самой природе их драматур гии — авторы условного театра . Не мо жет быть единого ключа в решении пьес всех драматургов. А условности в приме нении к другим произведениям зачастую приводят к нелепостям. Приемы условно го театра в наши дни стали во многом модой, и эта мода обедняет, суживает творческий диапазон театров. Раскры ть природу сценической зара зительности пьес Лаврентьева нелегко, известные ключи к ней не подходят. В. Лаврентьев принципиальный про тивник включения в спектакли по своим пьесам музыки. Он считает, что «музы ку» спектакля создают самобытные ха рактеры в их горячем столкновении, а симфония мыслей, летящих в зал на высокой звенящей ноте, дороже для не го всяческих инструментальных и вокаль ных украшений. Выросший среди сурово-поэтичной при роды Томска, среди людей, чьи профес сии — паровозный машинист, кочегар, резчик по дереву или камню, маляр , мат рос, бондарь — умельцев, которые дове ли свое мастерство до степени искусства, Лаврентьев любит достоверные приметы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2