Сибирские огни, 1964, №3
которого усугублена «прорехами» в об щении, — все это вместе взятое лишило мысль драматурга силы и доказательно- -сти. Очень сходная судьба и у другой пье- •сы, посвященной тем же этическим про блемам , у драмы В. Пановой «Как по живаешь, парень?» В «Русском лесе» Л. Леонова есть такие 'многозначительные слова: «Люди требуют от судьбы счастья, успеха, ■богатства, а самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя лю дям». Итак, тот, кто дает, богаче, счастли вее того, кто. получает. Ильина у Арбу зова отдает людям свой труд, свое вни мание. участие, ласку, и, хотя она бес приютна и одинока, ей говорят на про щ анье: «Ну, Сашенька, будь счастливая». Сама же она размышляет: «Мне часто кажется, что где-то, совсем рядом, су щ ествует непрожитая часть моей жизни. Меня ждут там — а я все никак не при еду». У Жени Заботкина, парня из пьесы В. Пановой, много общего с Ильиной. И он — вечный странник. «Мир большой, дорог много... Какие города еще увижу?. Какие моря?» И он так же щедро отдает .людям все, что имеет: комнату — одной женщине, доброе имя — другой, жизнь — третьей. Но Ильина, отдавая, преоб ражает людей, ее благодарят, о ней пом нят, а Женя Заботкин отдает свое за ветное — по его собственным словам — «агрессорам» , которые все пожирают без благодарности, не отдавая ничего взамен и не становясь от этого лучше. ■Сама В. Панова, словно сознавая, что пьеса недостаточно убеждает в верности принципов Жени Заботкина, включает в пьесу специальных персонажей — своих оппонентов, которые спорят о поступках Заботкина, оценивая их с разных точек зрения: и обывательского расчета, и ро мантической восторженности, и сообра жений разума. В этих спорах точно так же, как и в логике сюжета, особенно от четливо выраженной в преданной люб ви Ольги, побеждает утверждение Забот кина. И все же пьеса противоречива, все же мысли В. Пановой не хватает единства и ясности. Это отлично сказывается в главном для каждой пьесы — в дейст венной ее линии. В. Панова отлично мыслит как драматург. Она даже пору чает одному из своих героев многозначи тельные слова: «Человек состоит из сво их поступков». И мать Жени заботливо наказывает сыну: «Чтоб плохих поступ ков никаких не делал, а только одни хо рошие делал поступки». В. Панова так и строит образ Жени — из кирпичиков- поступков, но только неожиданно обна руживается, что не всегда так просто определить — хорошие они или плохие. Драматург отчетливо прочерчивает конфликт между Женей Заботкиным и его антиподами, которые охарактеризо ваны меткими словами шофера Мишкч: «Все кругом хватают у жизни кому чго достанется». А Женя не хватает, наобо рот, как уже было сказано, сам отдает. Но есть в его облике и совсем иное. Доб рый, дая{е к случайной знакомой, он не внимателен, груб и даже жесток по отно шению к Ольге, к матери. Тонкий психо лог В. Панова верна жизненной правде: грубость к близким и любящим людям часто бывает свойственна тем, кто добр и заботлив к посторонним. Но человек состоит из всех его поступков, и поэтому мы решительно отказываемся увидеть во всем поведении Жени Заботкина благо родство и чистоту, лишенные эгоизма. Да и нужно ли все-таки отдавать, не считаясь с тем, кому отдаешь? Сам За боткин спрашивает: «Почему на мою до лю сплошные агрессоры?» А может быть и потому, что они не получают у него отпора. В. Панова доводит принцип «счастлив отдающий» до абсурда, она предельно заостряет ситуацию, вызывает на раз думья и споры. В этом сила пьесы, но и в этом же и ее слабость. Автор избегает решительного ответа, он словно спраши вает: «Хватающий всегда отвратителен, но всегда ли прав, всегда ли счастлив и благороден отдающий?» И Александра Ильина, и Женя За боткин — герои действующие. Но вот герои ли они? Много ли в их бродяжни честве, в их жертвенной готовности от дать себя людям, в их бесприютности и манере улыбаться сквозь слезы, — мно го ли во всем этом правды о характере активного строителя жизни? Если бы в нашей драматургии не бы ло героев иного типа, то приходилось бы говорить не об отставании, а о катастро фическом несоответствии правды жизни и ее художественного осмысления. К счастью, у нас есть и вершины, по кото рым можно равняться. Говоря о современной драматургиче ской действенности, прежде всего хочет ся напомнить трагедийное представле ние Н. Погодина «Третья, патетическая». Как великолепна сцена в Кремлевском кабинете! Пришли к Ленину поникший, растерявшийся от нэповского разгула инженер Ипполит Сестрорецкий и взвол нованный его сомнениями Дятлов. Ленин не смотрит на Ипполита, не разговари вает с ним. Что это — отвращение к че ловеку, который решил в трудный мо мент дезертировать из партии? Нет, это просто нежелание прямолинейно, откры то воздействовать на него. Ленин страстно, энергично наступает на Дятлова, передавая ему свою несги баемую веру, свою влюбленность в пар тию. Он весело хвалит умного капитали ста Гвоздилина, который от нэпа сбе жал, догадался, что отступление кончи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2