Сибирские огни, 1964, №3
человеческой доброты, ее действенной, преображающей силы. Почему в данном случае приходится возражать против' условной формы? Ведь с догматизмом покончено, и мы те перь отлично знаем, что социалистиче ский реализм не только допускает, но и предполагает возможность использова ния самых различных форм художест венного многообразия — в том числе и условных, символических, романтиче ских. Но условное может и должно жить как форма выражения конкретной худо жественной правды, а отнюдь не как ее искажение и разрушение, не как отход от нее. Условность арбузовской пьесы — это заведомая условность жизненного содержания, и поэтому пьеса неубеди тельна. Самая верная мысль теряет свою художественную силу, если она приходит к нам вне жизненной плоти, в искусственно сконструированных обстоя тельствах, в бытии нарочито придуман ных характеров. И все же в одном отношении «Нас где-то ждут» — пьеса поучительная. Ее бы следовало рассматривать как своеоб разный эксперимент, доказывающий значение действия в современной дра матургии. Любопытно, как, упрощая свою зада чу, А. Арбузов использует самые неожи данные средства художественной выра зительности. Цель Ильиной — сплотить людей. Естественно, что результаты ее действия будут тем разительнее, чем очевиднее в начале пьесы будет ощу щаться человеческая разобщенность. И на самом деле в первой ремарке есть очень необычная для советской драма тургии фраза: «Действующие лица свободны от общения друг с дру гом — они в себе, и в этом ключ мизан сцены». Одиночество и разобщенность дейст вующих лиц — композиционный прин цип чеховской драматургии. Но для А. Чехова это отнюдь не формальный признак, это очень яркое выражение са мой сути человеческих отношений в том обществе, где человек человеку волк. Художественное открытие Чехова было огромной победой реализма над драма тургическими штампами, и недаром для сценической реализации чеховской поэ тики потребовались Станиславский и МХТ. Арбузов демонстративно, нарочи то внедряет чеховскую разъединенность в пьесу о сегодняшней жизни. Формаль но это возвеличивает торжество Ильи ной. А по существу это становится еще одним средством искажения правды. Ес ли Чехов пристально вглядывался в са мую сущность современности, то Арбу зов пытается выдать за сегодняшнее те ни прошлого. Если Чехов разрушал штампы, то Арбузов некритическим сле дованием его принципам превращает их в штампы. И форма, как всегда в таких случаях , мстит, усугубляя провинциал лизм изображенной жизни. Кстати, не впервые в своих формаль ных поисках А. Арбузов игнорирует связь приема, выразительного средства, композиционного принципа с обществен ным содержанием эпохи, их сформиро вавшей. Одна из лучших его пьес «Ир- кутская история» была безусловно ос лаблена коммента горскими вмешатель ствами хора. Критики, отстаивавшие хор, изыскивали очень много доводов в соображений в его пользу, но в спектак лях повсеместно хор задерживал дейст вие и мешал зрителям. Одни режиссеры заменяли хор группой ведущих, как это было сделано в театре имени Евг. Вах тангова, другие — отказывались от него, третьи — искали ему подобие самостоя^ тельной жизни, но никто не победил на этом пути Теоретически победа и была невозможна, ибо ошибочным являлось само перенесение хора из древности в будущее. Хор — художественное явление тоге времени, когда человеческий индиви дуум еще не был выделен, еще не был обособлен из массы. Будущее коммуни стическое общество — это коллектив индивидуумов, а отнюдь не сумма обез личенных людей. А. Арбузов, включив хор в свою пье су второй половины XX века, проявил откровенную глухоту, игнорируя кон кретную социальную значимость и исто рическую закрепленность элементов ху дожественной формы. Хор в «Иркут ской истории» не мог стать средством воплощения нового коммунистического человека. Наоборот, он переносил в бу дущее обезличенность и тем самым ме шал драматургу. Уроки А. Арбузова поучительны: и его правота в отстаивании действенно сти драматургии, и его настойчивость в использовании опыта предшественников, и его напрасная убежденность, что новое- содержание способно подчинить себе лю бые формы. А может быть, ошибки его- и глубже и органичнее. Может быть, он так охотно обращается к уже испытан ным формам, потому что и в его взгляде на человека подчас не хватает конкрет ного социального анализа. Во всяком случае, так бесспорно обстоит дело с пьесой «Нас где-то ждут», с пьесой, в которой конкретная этическая проблема тика решается на излишне абстрагиро ванном жизненном материале. Если бы этого не было, пьеса могла стать новой и значительной победой А. Арбузова. Он написал ее, отстаивая важнейшие этические заповеди совре менности: необходимость идеалов, одухо творяющих и окрыляющих человека, соз нание долга перед обществом, понима ние счастья как «жизни для людей». Но искусственность сюжета, придуманность персонажей, стремительность их полного духовного перелома, неправдоподобность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2