Сибирские огни, 1964, №3
«мелколюдье» . Именно этот недостаток присущ и некоторым пьесам, в которых опытная рука и талант драматурга по могли избежать бездейственности, а жи з ненное содержание все же не только нас не удовлетворяет, а наоборот вызывает активные возражения. Это пьесы, осно ванные на действии, искусственно сочи ненном, придуманном, фальшивом. На спектакле «Нас где-то ждут» зрители плачут — об этом свидетельст вует даже критик О. Корнева, неприми римая в своей отрицательной оценке пьесы. Но ее статья «Странно, — не правда ли?» очень не точно объясняет, почему все-таки зритель плачет. А ска зать об этом необходимо. Плачет потому, что в пьесе А. Арбу зова есть ясная действенная линия, кото рая осваивается зрителем и волнует его. На наших глазах бывшая актриса Ильи на, решительно отказавшаяся от своего личного счастья и живущая для других, приезжает в маленький городок и, как щ едрая волшебница, чудесно преобража ет судьбы и души жителей захолустья. Силу Ильиной мы въявь ощущаем во многих сюжетных линиях, на которые распадается пьеса, чтобы затем , слив- щись воедино, стать разными доказа тельствами одной мысли. Множествен ность линий — это тоже прием подчер кивания силы Ильиной, тут количество переходит в качество. Роберт, сын районного ответработни ка, стыдится признать себя отцом ребен ка одинокой работницы Насти, хотя где- то в глубине их сердец ж и в е т . настоя щ ая , чистая, светлая любовь. Ильина помогает настоящему чувству выйти на ружу, а трусости и лицемерию исчез нуть. Другая пара влюбленных. Он — элек тромонтер, ищущий в жизни возвышен ное духовное начало и поэтому попав ший в лапы сектантов. Она — комсорг, отравленный ханжеством и казенщиной. Ильина открывает им глаза на то, что оба они принимают внешнее, показное за существо, что оба они во власти фальшивых представлений и о жизни, и друг о друге. Агнесса заставила себя приехать на стройку ради того, чтобы заработать стаж для поступления в институт. Ильи на учит ее любить сегодняшнюю жизнь, видеть ее смысл и ценность. И так со многими другими. Пьяница Мед становится дружинни ком. Легкомысленная Валерка, откро венное второе издание Вальки-дешевки, повторяет путь своего прототипа. Федор Грек и Т арас Лодочкин отказываются от столичного университета, понимая, как они нужны людям именно здесь, в го родке, где один клуб, один очаг просве щения. И даж е сбежавший из Москвы стиляга Анатолий сбрасывает с себя во рох отчужденности и становится энту зиастом культурного фронта. Все эти пе ремены созданы одной силой — чело вечностью Ильиной, ее душевностью, ее интересом к каждому, ее участием в каждой судьбе. В этой действенности пьесы — объяснение ее эмоциональной заразительности, объяснение того инте реса, который проявили к ней театры. Действенность — качество настолько важное и настолько не часто встречаю щееся, что многие ради него постара лись не заметить, как жестоко обманул их А. Арбузов. В заголовке «Иркутская история» было точное, локальное обозначение ме ста действия, но это никому не мешало воспринимать события, как возможные в любой географической точке. В заголов ке «Нас где-то ждут» подчеркнута воз можность расширительного толкования пьесы. Но прочитав ее, не соглашаешь ся даже с тем, что возможен хоть один такой городок. Так назойливо подчерк нут его заплесневелый провинциализм, так чрезмерно оглуплено его население, так густо лежит на полотне художника черный цвет. А затем начинается линия преображения, переход черного в белое. Этот переход так отвечает настроениям зрителя; что он обязательно вызывает эмоциональные отклики, а у некоторых и слезы. Но слезы эти недолговечны, они быстро отступают перед мыслью: «Ведь это же все придумано от начала до кон ца!» Если даже принять арбузовский горо док за художественное обобщение тене вых сторон нашей жизни, то искусствен но и нелепо их устранение с помощью бродячей одинокой актрисы, в лучшем случае — представляющей абстрактные понятия добра и лишенной как художе ственный образ какой бы то ни было со циальной конкретики. Героиня А. Арбузова, актриса Ильи на, имеет биографию — правда, доволь но странную. Она пошла спасать чужие души’ а свою семью неизвестно почему бросила. Она любила театр, но «разлю била — пятнадцать лет назад. Не за что стало любить». Сейчас она снова заяв ляет: «Театр — это трудное, веселое и справедливое дело», и человеческим сплочением, в основном, занимается с помощью драматического кружка. На первый взгляд, это противоречие. Затем понимаешь намек Арбузова: Ильина ушла из театра в 1947 году. Но тогда возникает другой вопрос: почему же в то время, когда навек уничтожены препо ны и преграды , созданные культом, она ищет подлинное искусство в захолуст ных городках? В чем здесь смысл и з а кономерность? Очевидно, только в том, что это и составляет сюжетный костяк пьесы. Условный сюжетный костяк, ко торый сам по себе не несет мысль, а лишь позволяет ей проявиться. Услов ная, заведомо нежизненная ситуация встреча Ильиной и поселковых аоориге- нов — должна раскрыть нам значение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2