Сибирские огни, 1964, №3
работа -в деревне и на стройке — драма тургом называется, перечисляется, вос хваляется — но вне сценического дейст вия. И Платов постепенно тускнеет, ли ш аясь своих индивидуальных особенно стей своей энергичной и справедливой, порывистой натуры. Очень показательно, что драматург ли шил Платова поступков даже в финаль ной сцене, когда тот вновь встретил Дер жавина и, кажется, обязан был со свой ственной ему экспансивностью и энер гией оценить бесчестное прошлое прияте ля юных лет. В жизни Платов и Держа вин столкнулись в решительном поедин ке, в пьесе Л. Зорина они ведут какой-то умиротворенный, благостный разговор. Ошибка в понимании жизни всегда оборачивается художественной слабо стью. И все же испытываешь благодарность к Л. Зорину за то, что он хоть один раз, в одной из сюжетных линий, прорвался к настоящей человечности Платова. С. Алешину в Новикове это не удалось ни разу. Да разве С. Алешин в этом одинок? Р а зв е нашел молодой драматург О. Сту- калов хоть один поступок для героя своей пьесы «Окна настежь»? Разве мож но примириться с пассивностью Кирил ла, этого якобы современного молодого человека, с его неумением противостоять тому океану мещанской пошлости и под лости, который бурлит вокруг него, в его ■собственной семье? А в пьесе другого молодого драматур- та В. Блинова — «Нищий» разгули вает всех поучающий, но безнадежно скучный Николай Петрович, скучный именно потому, что автор каждый раз вы пускает его на сцену лишь для того, что бы произнести верные слова и сообщить о своих верных поступках. А сами по ступки Николай Петрович оставляет у порога сцены, словно галоши, в которых не положено ходить по комнате. А разве опытный драматург А. Софро- нов не ослабил интересно задуманный об раз партийного работника Ковалева из пьесы «Берегите живых сыновей» тем, что не нашел для него выразительной действенной линии? А. Софронову очень бы стоило задуматься над вопросом о том, что делает Ковалев. Спорит с Гол- лем, играет в преферанс, пишет дневник, произносит уйму правильных слов вплоть до финала: «Нам есть что делать в жизни». Как выглядела бы пьеса, ес ли б он и сделал что-то, хотя бы активно вмешался в споры молодежи, на кого-то повлиял, кого-то убедил! Но этого нет, и Ковалев воспринимается как система слов, как нереализованный замысел, как еще одно бездействующее лицо. Среди положительных героев пьес по следнего времени есть и еще одна кате гория, вызывающая серьезные возраже ния. Драматурги поручают им нормаль ны е человеческие поступки, но пытаются представить эти поступки в ореоле осо бой доблести. Отец и мать — честные коммунисты, а живущий вдали от них взрослый сынок, избалованный заботами и отцовскими деньгами, становится подонком и подле цам. Из ревности, из мелкой зависти он губит жизнь товарища. С ужасом узнают об этом родители. Ну, разве не естествен но, что они разоблачают недостойную игру сына? Разве можно всерьез увидеть в этом признак особой моральной высо ты? Было время, когда конфликт граж данского долга и родительских чувств служил выражению важнейших противо речий общественной жизни, лежал в основе античных трагедий, раскрывал идеалы Лесоднга и Дидро. К сожале нию, разменявшись на слезливые эффек ты, он стал впоследствии костяком ре месленной мелодрамы. Родословную Елизаветы Никандров- ны, матери, изобличающей подлость сы на в пьесе «Дневник женщины», вряд ли стоит вести от Агамемнона и полковни ка Одоардо Галотти. Ей не приходится совершать трагические, ужасающие дей ствия, выпавшие на их долю. Ей только нужно сказать правду, назвать ложь — ложью, подлость — подлостью. Стоит ли такой поступок относить к особым до стоинствам нового, коммунистического человека? Примерно с такой же ситуацией мы встречаемся в пьесе А. Тажибаева «Порт рет». Коммунист с большим стажем, му жественный воин, полковник Айдаров узнает, что муж его дочери Даурен — беспринципный карьерист, интриган, пре ступник. Это открытие тем тяжелее Айдарову, что зять — уже без пяти ми нут министр. Полковник изобличает Дау- рена. Но победа достается ему дорогой ценой — он гибнет от разры ва сердца. К. Финн предпочитает благополучный драматический финал, А. Тажибаев стре мится придать своей пьесе трагедийное звучание, и оба они, наверно, искренне считают свои пьесы современными по конфликту, а своих героев — подлинны ми героями наших дней. А ведь на самом деле конфликт традиционен, герои дают всего-навсего уроки простейшей честно сти, и поэтому обе пьесы никак не при ближаются к решению самой важной и самой увлекательной задачи — раскры тию характера нового человека. Поступки Елизаветы Никандровны и Айдарова свидетельствуют лишь о том, что они элементарно порядочны, что им отвратительна ложь и подлость, что они не согласны на компромисс с фальшью. Сценическое действие никак не схваты вает, никак не отражает того становле ния характеров, которое сегодня проис ходит в жизни. Говоря о недостатках искусства, у нас часто пользуются термином «мелко темье». Думается, что применительно к драматургии и театру точнее говорить о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2