Сибирские огни, 1964, №3

ный представитель этого скучного племе­ ни. Владимир Платов, центральный герой драматической хроники Л. Зорина «Друзья и годы», отнюдь не так худосо­ чен и немощен, как Новиков, но все же он близкий его родственник. Драматург образ Платова строит в основном на двух координатах: его рас­ сказы о людях, рассказы людей о нем, и оба эти словесные пласты густо окраше­ ны одной краской — восхищением, вос­ торгом. Чем восхищается Платов? «Мои пионеры — это золото. Актив­ нейшие ребята ... Головы. Интернациона­ листы». «...Бесконечно талантливые ребята, прирожденные геологи... Совершенно молодые парни и, можете представить, опровергают академиков». «...Это самое настоящее явление. Я бы сказал: это — певец нашего поколения. Он почувствовал молодость страны». «Талантливейший геолог, светлая го­ лова... Непостижимый человек». Так можно цитировать долго. Но глав­ ное уже ясно: Л. Зорин всячески подчер­ кивает, что Платов любит людей. Это делается очень настойчиво, даже назой­ ливо. И Костанецкий говорит Платову: «Все-то у тебя отличные люди», и сам Платов ему признается: «Люди, брат, — это мое счастье и печаль моя». Так плот­ но заявлена в пьесе основная черта ми­ ровоззрения Платова. Она находит разви­ тие и подкрепление во всем, что расска­ зывается о Платове другими. Мы узнаем и о его подвиге на фронте, и о том, что исполнилась его заветная мечта — он построил свой город, и о том, наконец, что к нему тянется моло­ дежь, чувствуя в нем какую-то большую и добрую силу. Обилие этих повторяющихся расска­ зов свидетельствует о том, что драма­ тург умеет подготовить зрителя к вос­ приятию и оценке характера. Если бы декларации Платова и рассказы о нем получили подтверждение и завершение в его собственных сценических поступках, то, наверно, Платов стал бы одним из самых интересных и значительных ха­ рактеров, созданных нашей драматур­ гией. Но, к сожалению, подготовкой все и ограничивается: самые важные события в жизни Платова происходят за кулиса­ ми. Платов — фронтовик, организатор сельского хозяйства и строитель города Весеннего — в этих социальных качест­ вах пьесой не раскрывается. И все-таки он менее бесплотен, чем Новиков, ибо некоторое количество поступков Зорин ему оставляет. Стоит приглядеться к этим поступкам, чтобы понять тот аспект, в котором дра­ матург позволяет увидеть своего героя. •Пьеса начинается тем, что Платов целует Татьяну, а затем узнает, что она к нему безразлична. Первое и серьезное разоча­ рование. Но он преодолевает нестерпи­ мую боль и продолжает свою вдохновен­ ную декламацию о любви к людям, хотя: и срывается, и угрожает запустить чер­ нильницей в счастливого избранника- Татьяны Юрия Державина. Знакомясь с таким Платовым, мы невольно прони­ каемся обаянием его натуры, сильной, искренней, эмоциональной Когда Платов говорит своей новой знакомой Людмиле: «Какая вы счастливая... Заполучить та­ кого отца», то в этом восхищении умом и честностью старого большевика — то­ же поступок, вызывающий у зрителя со­ вершенно определенную оценку Платова. А в следующей картине молодые лю­ ди — Державин и Платов — узнают, что- отец Людмилы исключен из партии. И вот — полная драматизма сцена, отлично' написанная Л. Зориным. Юрий Держа­ вин — к тому времени столичный юрист, отказавшийся от своей юношеской и про­ винциальной любви к Татьяне ради до-- чери ответственного работника Людмилы Печерской. Но в тот момент, когда она стала просто Людмилой, а точнее — х у ­ же и опаснее, чем просто Людмилой, он мгновенно отрекается от нее и даже вспоминает, что где-то там, во глубине России, у него есть невеста. А Платав, отвергнутый этой самой невестой и ни­ какого отношения к Людмиле не имею­ щий, заканчивает тяжелую сцену искрен­ ним сердечным порывом: «Подождите. Я вас провожу». Это уже поступок, позволяющий уви­ деть характер Платова, проникнуться к нему доброжелательностью и уважени­ ем, которые затем возрастают по мере того, как мы слушаем оптимистические заверения Платова и воспринимаем их действенный смысл — он старается успо­ коить, поддержать Людмилу, передать ей хотя бы частицу своей веры в будущее, своего заряда жизнерадостности. Когда через несколько лет Платов и Людмила снова встретятся в затемнен­ ной прифронтовой Москве, когда они взволнованно расскажут о том, как дав­ но полюбили друг друга, их диалог будет прочно опираться на фундамент той нaJ стоящей драматической сцены. Прямой мост ляжет от слов — «Я вас провожу» — к словам, которые Зорин сделал клю­ чом к характеру Платова, — «Я, Людми­ ла, тебя защищу». Эту фразу Л. Зорин потом передает в финале пьесы младше­ му Костанецкому, используя наиоолее выразительное из средств драмы — комп­ лекс повторяемости,— чтобы выделить и подчеркнуть свою центральную мысль: гуманистическая активность и есть самое- главное, самое заветное, самое святое свойство советского человека. Так светом одного поступка озаряется фигура Платова, и нам уже многое ста­ ло в нем понятно, многое привлекатель­ но Но к сожалению, вся дальнейшая судьба Платова — героизм на фронте,. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2