Сибирские огни, 1964, №3
ный представитель этого скучного племе ни. Владимир Платов, центральный герой драматической хроники Л. Зорина «Друзья и годы», отнюдь не так худосо чен и немощен, как Новиков, но все же он близкий его родственник. Драматург образ Платова строит в основном на двух координатах: его рас сказы о людях, рассказы людей о нем, и оба эти словесные пласты густо окраше ны одной краской — восхищением, вос торгом. Чем восхищается Платов? «Мои пионеры — это золото. Актив нейшие ребята ... Головы. Интернациона листы». «...Бесконечно талантливые ребята, прирожденные геологи... Совершенно молодые парни и, можете представить, опровергают академиков». «...Это самое настоящее явление. Я бы сказал: это — певец нашего поколения. Он почувствовал молодость страны». «Талантливейший геолог, светлая го лова... Непостижимый человек». Так можно цитировать долго. Но глав ное уже ясно: Л. Зорин всячески подчер кивает, что Платов любит людей. Это делается очень настойчиво, даже назой ливо. И Костанецкий говорит Платову: «Все-то у тебя отличные люди», и сам Платов ему признается: «Люди, брат, — это мое счастье и печаль моя». Так плот но заявлена в пьесе основная черта ми ровоззрения Платова. Она находит разви тие и подкрепление во всем, что расска зывается о Платове другими. Мы узнаем и о его подвиге на фронте, и о том, что исполнилась его заветная мечта — он построил свой город, и о том, наконец, что к нему тянется моло дежь, чувствуя в нем какую-то большую и добрую силу. Обилие этих повторяющихся расска зов свидетельствует о том, что драма тург умеет подготовить зрителя к вос приятию и оценке характера. Если бы декларации Платова и рассказы о нем получили подтверждение и завершение в его собственных сценических поступках, то, наверно, Платов стал бы одним из самых интересных и значительных ха рактеров, созданных нашей драматур гией. Но, к сожалению, подготовкой все и ограничивается: самые важные события в жизни Платова происходят за кулиса ми. Платов — фронтовик, организатор сельского хозяйства и строитель города Весеннего — в этих социальных качест вах пьесой не раскрывается. И все-таки он менее бесплотен, чем Новиков, ибо некоторое количество поступков Зорин ему оставляет. Стоит приглядеться к этим поступкам, чтобы понять тот аспект, в котором дра матург позволяет увидеть своего героя. •Пьеса начинается тем, что Платов целует Татьяну, а затем узнает, что она к нему безразлична. Первое и серьезное разоча рование. Но он преодолевает нестерпи мую боль и продолжает свою вдохновен ную декламацию о любви к людям, хотя: и срывается, и угрожает запустить чер нильницей в счастливого избранника- Татьяны Юрия Державина. Знакомясь с таким Платовым, мы невольно прони каемся обаянием его натуры, сильной, искренней, эмоциональной Когда Платов говорит своей новой знакомой Людмиле: «Какая вы счастливая... Заполучить та кого отца», то в этом восхищении умом и честностью старого большевика — то же поступок, вызывающий у зрителя со вершенно определенную оценку Платова. А в следующей картине молодые лю ди — Державин и Платов — узнают, что- отец Людмилы исключен из партии. И вот — полная драматизма сцена, отлично' написанная Л. Зориным. Юрий Держа вин — к тому времени столичный юрист, отказавшийся от своей юношеской и про винциальной любви к Татьяне ради до-- чери ответственного работника Людмилы Печерской. Но в тот момент, когда она стала просто Людмилой, а точнее — х у же и опаснее, чем просто Людмилой, он мгновенно отрекается от нее и даже вспоминает, что где-то там, во глубине России, у него есть невеста. А Платав, отвергнутый этой самой невестой и ни какого отношения к Людмиле не имею щий, заканчивает тяжелую сцену искрен ним сердечным порывом: «Подождите. Я вас провожу». Это уже поступок, позволяющий уви деть характер Платова, проникнуться к нему доброжелательностью и уважени ем, которые затем возрастают по мере того, как мы слушаем оптимистические заверения Платова и воспринимаем их действенный смысл — он старается успо коить, поддержать Людмилу, передать ей хотя бы частицу своей веры в будущее, своего заряда жизнерадостности. Когда через несколько лет Платов и Людмила снова встретятся в затемнен ной прифронтовой Москве, когда они взволнованно расскажут о том, как дав но полюбили друг друга, их диалог будет прочно опираться на фундамент той нaJ стоящей драматической сцены. Прямой мост ляжет от слов — «Я вас провожу» — к словам, которые Зорин сделал клю чом к характеру Платова, — «Я, Людми ла, тебя защищу». Эту фразу Л. Зорин потом передает в финале пьесы младше му Костанецкому, используя наиоолее выразительное из средств драмы — комп лекс повторяемости,— чтобы выделить и подчеркнуть свою центральную мысль: гуманистическая активность и есть самое- главное, самое заветное, самое святое свойство советского человека. Так светом одного поступка озаряется фигура Платова, и нам уже многое ста ло в нем понятно, многое привлекатель но Но к сожалению, вся дальнейшая судьба Платова — героизм на фронте,. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2