Сибирские огни, 1964, №3
В таких условиях согласие Новикова на операцию — его единственное действие в этой сцене — теряет свое значение для внутренней характеристики героя. Затем мы слушаем Новикова, когда он успокаивает Терехина, узнавшего о недо стойном поступке жены. Новиков опять говорит очень верные слова: «Главное — это поступить так, как считаешь правиль ным. По совести. Чтобы не было стыдно перед самим собой». Если бы драматург дал нам возможность увидеть, что слова Новикова действуют на Терехина, влияют на него, то сцена стала бы выразитель ной. Но С. Алешину хватает чувства правды... Он понимает, что словами, ко торые произносит Новиков, Терехина не убедишь. И разговор теряет действен ность, теряет драматургическую целеуст ремленность. С. Алешин раскрывает характер Нови кова еще в трех диалогах — с Ксенией, сыном Мишей и Прозоровым. И трижды драматург повторяет свою ошибку — сло ва Новикова выражают его мировоззре ние, состояние, настроение, но на протя жении всей пьесы они не производят ни какой работы, никого ни в чем не убеж дают, ни на кого не влияют, ничего не проясняют в-окружающем мире. С. Але шин и не ставил таких задач перед своим героем. Чем, действительно, занят Нови ков в этих сценах? Сначала он поучает сына, как надо честно и справедливо жить. Однако он изрекает при этом такие общие фразы — доверяй человеку, будь вежлив, за хорошую женщину держись, а от плохой беги — что даже сам Миша оказывается не в состоянии всерьез их воспринимать. В результате сцена при всем трагизме ее внешней ситуации — на путствие перед возможной смертью — разрешается юмористически: Миша, по вторяя урок отца, заставляет его сделать то, что он якобы не хочет делать, — по видаться с Ксенией, и Новиков с усмеш кой признается: «Выучил на свою голо ву». Так действенная роль в этом диало ге оказывается не у воспитателя, а у воспитуемого, а в характере Новикова нам в действии раскрывается, пожалуй, лишь одна черта: стремление спрятать свои человеческие слабости. Ведь и Ми ша, и зрители отлично понимают, что на самом деле Новиков с волнением и ду шевным трепетом ждет встречи с люби мой женщиной. В сцене с Ксенией повто ряется та же игра — пассивный, прячу щий свои подлинные чувства Новиков и активная, энергично наступающая на него Ксения. В развязке сцены действие Но викова опять-таки получает справедли вую, хоть и юмористически окрашенную оценку — «Не увиливай!.. Как и все мужчины, ты трус. Дезертируешь от люб ви». Не хочется думать, что С. Алешин и впрямь полагал «таким манером» по казать нам душевное благородство и са моотверженность Новикова. Слишком смешно и несерьезно выглядят его наме рения, тем более, что зритель уже зара нее был предупрежден Мишей о силе к серьезности отношения Ксении к нему. Итак, остается еще один поступок Но викова — столкновение его с Прозоро вым. Это важнейшая для пьесы сцена, это ее идейная кульминация, схватка двух полярно противоположных, непри миримых мировоззрений. Чем же заняты Прозоров и Новиков в этом поединке? Прозоров откровенно декларирует свою ненависть к новым временам, откровенно- заявляет , что он из последователей Ста лина и охотно скрутил бы «в бараний рог» тех, кто посягнул на его имя, на его методы командования страной. Но Про зоров не только говорит — он и действу ет, он стремится нанести удар Новикову побольнее, он предрекает ему смерть на операционном столе. Слова Прозорова приобретают подлинную действенную си лу, они точно нацелены, как удары опыт ной рапиры. А что же делает в этом по единке Новиков, человек, представляю щий лучшие, прогрессивные силы нашего» общества, силы, которые уже выиграли бой против Прозоровых и обязательно до бьются полного изгнания прозоровщиньг из жизни? А ничего он, Новиков, фактически не делает. Прозоров нагло заявляет , что ок> неуязвим, что все его антипартийные выпады останутся безнаказанны — «раз говор без свидетелей». Новиков на это отвечает: «А я вас другим способом. Своим. Писательским. Глядишь — и вас из партии — вон?» Трудно допустить, что, скажем , после- опубликования «Палаты» и именно как следствие ее опубликования разоблачили и выгнали из партии хоть одного замаски рованного Прозорова. Конечно, эту реп лику следует понимать обобщенно, рас ширительно — «Палата» способствует разоблачению и искоренению духа про- зоровщины. В этом отношении пьеса не сомненно работает, ибо Прозоров в отли чие от Новикова — действует, а тем са мым и вызывает активное зрительское противодействие. Только со стороны Но викова нет этого активного противодей ствия конкретному Прозорову, и тот кон кретный конфликт, который происходит на сцене, остается незавершенным. После этой сцены мы видим Новикова лишь один р а з ,— произносящим лирический монолог в ночь перед операцией. Естест венно, что на этот раз к раздумьям и на строениям уже никак не примешиваются поступки. И вот весь Новиков, централь ный положительный герой «Палаты», ру пор драматурга, главное лицо в идейном конфликте с Прозоровым. Он и впрямь не интересен, и впрямь не в состоянии привлечь зрительские симпатии, ибо он написан отнюдь не по законам драмы. Персонажей драмы принято называть действующими лицами! К сожалению, у нас все больше и больше ходит по сцене бездействующих лиц. Новиков — типич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2