Сибирские огни, 1964, №3

7рдр тлт\хка\ Л. ФИНК „ЧЕЛОВЕК СОСТОИТ ИЗ СВОИХ ПОСТУПКОВ“ Внимательно читая пьесы последнего времени, все больше и больше убеж­ даешься, что одна из основных причин отставания драматургии — забвение ее специфики, разрушение ее природы, де­ монстративное игнорирование ее и зна­ чальной сути. Драма — действие. Это ш кольная пропись, которую исповон веков подкреп­ ляют филологической справкой о значе­ нии слова «драма» на языке древних гре­ ков .О дн ако ссылаться на все известное у нас часто считают излишним, наивным, назойливым. А в результате все чащ е делаются элементарные ошибки, все ши­ ре распространяется разрушение элемен­ тарных устоев драмы. «Друзья и годы» Л. Зорина, «Палата» С. Алешина принадлежат безусловно к лучшим драматическим произведениям последнего времени. Пьесы идут во мно­ гих театрах, и, как правило, пресса высо­ ко оценивает спектакли, хотя все чаще раздаются и скептические голоса. «Боже мой, каким неинтересным было бы наше общество, если бы его передовую часть составляли люди, подобные Новикову», — восклицает Н. Игнатьева, оценивая «Палату». «Платов не существует как ин­ дивидуальность, со своим особенным, только ему присущим характером, делом, увлеченностью»,— заключает Г. Корму- шина свои рассуждения о «Друзьях и го­ дах». Платов и Новиков •— центральные положительные герои пьес. Если они дей­ ствительно не интересны, лишены харак­ тера, дела, увлеченности, то, следователь­ но, их воздействие на зрителя, их воспи­ тательная роль резко ослаблены. А столь противоположные разноречья в оценках пьес заставляю т нас поподробней разо­ браться в характерах Платова и Новико­ ва, в приемах их драматургического ре­ шения. «Посмотрите, как действенно поставле­ ны герои и вообще все лица в старых пье­ сах, как они мало говорят и как они мно­ го делают» ,— ск а зал М. Горький в бесе­ де с драматургами почти 30 лет назад. Конечно, представление о сценическом действии в XX веке, после пьес Чехова и самого Горького, решительно измени­ лось. Ни драматурги, ни деятели театра не измеряют действенности пьес количе­ ством прямых, непосредственно совер­ шаемых на сцене физических поступков. Теперь хорошо известно, что достоинство пьесы в действенной силе самого слова. Ведь и в жизни люди редко говорят во имя того, чтобы произносить слова, во имя, так сказать, самого процесса разго- варивания. Слово, как правило, произно­ сится для того, чтобы выразить какое-то чувство, добиться какой-то цели, одному делу помочь, другому помешать. Вот эта действенная сила слова и должна быть максимально выявлена и подчеркнута в драматургии. Действие, конечно, не мо­ жет, не должно исчерпываться словом, но каждое слово в драме должно быть словом-действием, словом-поступком, Пла­ тов и Новиков «состоят», главным обра­ зом, из слов иного звучания. Давайте откроем «Палату» и внима­ тельно проследим за развитием образа Новикова. Первый разговор с профессо­ ром содержит немало широковещатель­ ных деклараций: «Меня успокаивать не надо. Я боец... Я имею право все знать, должен все знать и имею силы вынести это... Один из главных врагов для писате­ ля — покой». Итак, Новиков произносит ответственные, боевые слова. Однако эти слова, собственно, ни к кому не адресова­ ны, ибо он сам себя уговаривает согла- _ ситься на сложную и опасную операцию. Зрители могли бы воспринять его согла­ сие, как мужественный поступок, если бы не реплика профессора: «А другого вы­ хода при вашем состоянии сердца нет».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2