Сибирские огни, 1964, №3
7рдр тлт\хка\ Л. ФИНК „ЧЕЛОВЕК СОСТОИТ ИЗ СВОИХ ПОСТУПКОВ“ Внимательно читая пьесы последнего времени, все больше и больше убеж даешься, что одна из основных причин отставания драматургии — забвение ее специфики, разрушение ее природы, де монстративное игнорирование ее и зна чальной сути. Драма — действие. Это ш кольная пропись, которую исповон веков подкреп ляют филологической справкой о значе нии слова «драма» на языке древних гре ков .О дн ако ссылаться на все известное у нас часто считают излишним, наивным, назойливым. А в результате все чащ е делаются элементарные ошибки, все ши ре распространяется разрушение элемен тарных устоев драмы. «Друзья и годы» Л. Зорина, «Палата» С. Алешина принадлежат безусловно к лучшим драматическим произведениям последнего времени. Пьесы идут во мно гих театрах, и, как правило, пресса высо ко оценивает спектакли, хотя все чаще раздаются и скептические голоса. «Боже мой, каким неинтересным было бы наше общество, если бы его передовую часть составляли люди, подобные Новикову», — восклицает Н. Игнатьева, оценивая «Палату». «Платов не существует как ин дивидуальность, со своим особенным, только ему присущим характером, делом, увлеченностью»,— заключает Г. Корму- шина свои рассуждения о «Друзьях и го дах». Платов и Новиков •— центральные положительные герои пьес. Если они дей ствительно не интересны, лишены харак тера, дела, увлеченности, то, следователь но, их воздействие на зрителя, их воспи тательная роль резко ослаблены. А столь противоположные разноречья в оценках пьес заставляю т нас поподробней разо браться в характерах Платова и Новико ва, в приемах их драматургического ре шения. «Посмотрите, как действенно поставле ны герои и вообще все лица в старых пье сах, как они мало говорят и как они мно го делают» ,— ск а зал М. Горький в бесе де с драматургами почти 30 лет назад. Конечно, представление о сценическом действии в XX веке, после пьес Чехова и самого Горького, решительно измени лось. Ни драматурги, ни деятели театра не измеряют действенности пьес количе ством прямых, непосредственно совер шаемых на сцене физических поступков. Теперь хорошо известно, что достоинство пьесы в действенной силе самого слова. Ведь и в жизни люди редко говорят во имя того, чтобы произносить слова, во имя, так сказать, самого процесса разго- варивания. Слово, как правило, произно сится для того, чтобы выразить какое-то чувство, добиться какой-то цели, одному делу помочь, другому помешать. Вот эта действенная сила слова и должна быть максимально выявлена и подчеркнута в драматургии. Действие, конечно, не мо жет, не должно исчерпываться словом, но каждое слово в драме должно быть словом-действием, словом-поступком, Пла тов и Новиков «состоят», главным обра зом, из слов иного звучания. Давайте откроем «Палату» и внима тельно проследим за развитием образа Новикова. Первый разговор с профессо ром содержит немало широковещатель ных деклараций: «Меня успокаивать не надо. Я боец... Я имею право все знать, должен все знать и имею силы вынести это... Один из главных врагов для писате ля — покой». Итак, Новиков произносит ответственные, боевые слова. Однако эти слова, собственно, ни к кому не адресова ны, ибо он сам себя уговаривает согла- _ ситься на сложную и опасную операцию. Зрители могли бы воспринять его согла сие, как мужественный поступок, если бы не реплика профессора: «А другого вы хода при вашем состоянии сердца нет».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2