Сибирские огни, 1964, №3

Взял. Приехали. Представил меня Эппингер какому-то среднего влияния чиновнику, сказал , что по -его требованию я обязан предъявлять необходимые справки, материалы и давать пояснения. Только мой новый знакомый не торо­ пился спрашивать материалы и выслушивать пояснения. Он попросту сказал, что­ бы я зашел завтра к десяти утра. Потом завтрашняя встреча была перенесена на послезавтрашнюю. Я доложил Эппингеру, он ответил: — Ваше дело маленькое, ходите. Ходил я около двух недель. На третьей неделе я, видимо, надоел чиновнику своей аккуратностью , и он сказал: — Оставьте материал, я его в свободное время посмотрю. В день совещания мы приехали в министерство к десяти утра. Совещание началось в час. Было шесть человек министерских и нас двое. Эппингер взгля­ дом показал мне на портфель. Я уже хотел было достать доклад, но меня пере­ бил один из членов комиссии: — Сколько у вас рабочих? Я ответил. — Маловато. Потом он еще задал несколько вопросов и меня отпустили. А ранней весной 1916 года к нам прибыли первые партии каторжан. Их от­ правили строить бараки в устье реки Буйбы. З а первыми партиями появилось ещ е несколько. Но уже с осени 1916 года каторжане стали совершать групповые побеги. А к следующей весне один за другим начали утикать начальники тюрем­ ные и строительные. К концу ф евраля 1917 года в управлении дороги из началь­ ства никого не осталось, все разбежались. Уехали и политические ссыльные. Главное управление перевели в Красно­ ярск, дорожные работы" законсервировались. Дело не довели до конца даже вчер­ не. Работы оставалось будущим строителям непочатый край. Но все же я люблю свой тракт, сколько тут вложено сил и здоровья людей! Это теперь — скалы не преграды, реки — не препятствия. А ведь мы-то все де­ лали, вот, — он сжал и разжал могучие узловатые руки ,— силушкой. Тогда ки­ лометр дороги стоил нынешних ста. Долинами горных рек На 222-м километре — станция Оленья речка. Да это же сплошной Джек Лондон — названия станций на тракте. На Оленьей речке — высшая точка перевала. Мы достигли ее под вечер. Зверски холодно, а ведь середина лета! Прямо перед нами — гора без единого деревца. Правда, она покрыта тра­ вой, но в ложбинах лежит снег. Ж урчит говорливый малюсенький — курица пе­ решагнет — ручеек. Это и есть Оленья речка. К станции притулился домик ора­ кулов погоды. Оленья речка, вероятно, самая популярная станция. Если здесь непого- дит, пассажиры абаканского и кызыльского аэропортов тоскливо слушают объявления: «Граждане пассажиры, в связи с неблагоприятными...» Короче — Саяны закрыты для самолетов. Перевал мрачен, суров и первозданно красив. Дорога тянется по склонам гор — длинной узкой террасой, а внизу, в зеленом тесном коридоре беснуется, петляет река Буйба. Горы, тайга, взмыленная речка... Но где же все-таки вожделенные хариусы, ленки, таймени? Где эта рыба благородных кровей. Где добычливые зорьки на бе­ регу говорливых речек? Дымок костра, уха в котелке... Уже надоело даже меч­ тать об этом! Больше тысячи километров наш покладистый Мишка тащит на своем гор­ бу спиннинги, удочки, коробки с грузками и блеснами. Сейчас на долгих подъ­ емах Мишка пыхтит от жары, ворчит. Словно сердится на нас. Умей говорить, непременно бы попенял: «Когда же, наконец, достанете вы из чехлов свои спин­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2