Сибирские огни, 1964, №3

Тогдашнее царское правительство изыскивало надежные пути. Мне расска зывали, что один генерал-губернатор додумался до того, что приказал выжечь тайгу. Я этому не верил, а вот когда приехал сам, посмотрел, оказалось, что зря не верил. Вышел я в первый раз на дорогу, смотрю: огромная гарь. Через несколько километров — опять тайга выжжена. Когда вернулся, спрашиваю у начальника строительства инженера Эппингера: — Н еужели так тайга сама выгорела? Он говорит: — Бывает , что и сама выгорит. Но здесь не сама. Ее по приказу Иркутско­ го генерал-губернатора начали выжигать, хотели палами дорогу проложить. Вот так. Но гари гарями, ерунда ерундой, а дорогу строить надо. И вот в 1909 году начались изыскания. К концу 1910 года (я приехал на строительство первого де кабря этого года) изыскания в основном были закончены, составлялся проект до­ роги, вернее, только проект продольного профиля и подсчет земляных работ. Проекты мостов не составлялись, потому что не были определены площади бас­ сейнов рек. На станционные здания также не было проектов, не были изысканы к обследованы карьеры материалов для устройства коры дороги. Видно, сроки- очень поджимали, потому что даже при этих условиях приказали строительство начать. Согласно наметкам, работы должны были вестись со стороны Григорьевки к Усинскому и от Усинского к Григорьевке. Но сначала они начались только в од­ ном направлении — от Григорьевки Да и тут шли, как говорят, со слезами. Ос­ новные руководители с дорожным делом были мало знакомы, все инженеры ока­ зались «гражданцами», то есть архитекторами. Случались курьезные истории. Как-то приехал инженер Новиков на строительство моста, походил-походил, по­ морщился, подзывает десятника: — Это что такое? — Мост. — А ты хоть знаешь, как мосты-то делают? — Да вроде так и делают. — Вроде... Мост должен быть гладким, проведи по нему ладонью — не за­ нозишь. Выстругайте настил. Десятник заартачился, а другой ему подсказывает: — Тебе не все равно, за что деньги получать? Сказали выстругать — стругай. Скажут отполировать — полируй! Выстругали. Предъявили счет. Контролер счет опротестовал. Пришлось Новикову расплачиваться с подрядчиком из своего жалованья. Инженеры друг с другом не ладили , разводили склоки, жаловались один на другого, на скуку и все время норовили уехать из тайги. Не удерживали их даже большие оклады. Текучесть руководящего состава очень влияла на произ­ водство работ. Велись они медленно, кое-как. Зимой инженеры, как правило, уез­ жали в Иркутск, и подрядчики творили что и как вздумается. По договору подрядчик все работы должен был производить своими силами. Он нанимал рабочих, обеспечивал строительство транспортом, инструментом, ма­ териалами. Средствами производства у нас были лопаты, кирки, лом, кувалда, железный клин, поперечные и продольные пилы, топор, тачка, порох. Средства­ ми транспорта — лошадь с телегой. Для разработки скальных пород порох ока­ зался неэффективным, вместо негодля разрушения скалы применялись пожоги. У скальных выступов раскладывали костры. Камни раскалялись , их поливали водой, и породы разрушались. Дело шло в час по чайной ложке. При постройке мостов сваи забивали деревянными копрамй. Стрела копра была четыре сажени высотой, баба весила сорок пудов. Баба поднималась воро­ том, который ставили в стороне от копра. Вращался он лошадью. Мос ты с ряжевыми опорами были делом сложным, так как их основание сооружа­ лось путем выморозки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2