Сибирские огни, 1964, №3

О дорогах, об их строителях написано до обидного мало. Раз, два... Стоп, где же два? Р аз — ясно: повесть Александра Рекемчука «Все впереди». Кроме (раз- ■зе только небольших рассказов) нам читать не довелось. Не попало на глаза . Да, наверное, не только нам. Может, оттого рядовой читатель и равнодушен к до­ рогам? Может, оттого и воспринимает их больше ощущением, а не разумом? Вышвыривает его на колдобинах из машины, падают ему на голову твердые и нетвердые предметы, он негодует: плохая дорога! Если же чресла его убаюканы равнодушной гладью асфальта , о дороге он вообще забывает. И когда вам гово­ рят: «Ехал от Симферополя до Ялты. Красивая дорога» или: «Вчера проехал по Кулундинским степям. Глазу не на чем остановиться», то имеют в виду не соб­ ственно дорогу. Речь идет об окрестностях. О том, что открывается глазу из око шек автомобиля. У нас отношение к дороге иное. Мы воспринимаем ее как колоссальное ар ­ хитектурное сооружение. Правда, на ней нет играющих на эмоциях грандиозных колонн, портиков, порталов и прочих слагаемых, которые ныне определяются как «архитектурные излишества». На дороге все собранно и категорично. И тем не менее всегда определишь, какие руки строили трассу. Мы не хотим никого обижать. Ехали на сей р аз мы по Усинскому тракту , и о нем речь. Он вполне хорош как дорога и красив как путь. Красота его торже­ ственна и величава, когда он попирает Саяны, легка и стремительна, когда он мчится на равнине и в долинах. Мы уже говорили, что тракт постоянно живет напряженной жизнью — ведь он единственная артерия , связывающая Туву со страной. Его обгладывают миллионы автомобильных колес, растаптывают несчетные стада, которые гонят веселые, прокаленные разгонистыми саянскими ветрами гуртоправы. Поэтому тракт непрерывно ремонтируют и выправляют. Здесь местами лицом к лицу сталкиваются «век нынешний и век минув­ ший». Идет-идет единая дорога. Вдруг манящая, наезженная, она поворачива ет вправо. А налево уходит жалкая, заброшенная гравийная насыпь. И надо большое воображение, чтобы поверить, что эта насыпь — прямая пра­ родительница той современной торной магистрали, которая взяла вправо. Тоже и мосты. Серые, обветшалые, хлипкие сооружения в некоторых местах оди­ ноко доживают свои дни над скандальными летящими речушками. А ведь когда- то эти мосты... Э, да что там говорить. И мы задались целью узнать из начальных источников о тех, кто рождал Усинский тракт, теперь важнейшую автомагистраль страны. Ведь как это звучит: автомагистраль! Строители тех лет были куда скром­ ней — они думали об обыкновенной колесной дороге. И было это всего полсотни лет назад. Нам посчастливилось. Мы напали на такой первоисточник. Им оказался Ни­ колай Аристархович Персиков. Начал он работать на строительстве тракта д е ­ сятником первого участка, потом техником и, наконец ,— старшим техником. Итак, слово имеет строитель тракта. * * * Сейчас ведь как: прежде чем проложить дорогу, производят детальные изы­ скания на всем ее будущем протяжении, составляют проект. Когда строители вы­ ходят на трассу, они уже твердо знают, где, что и как. Усинский тракт строили по-другому. В то время, это было пятьдесят лет назад , дорога на Туву была очень нужна. Оно и понятно: страна богатая, а пройти туда можно было только вьючной тропой. Начиналась эта тропа от деревни Григорьевка и доходила до села Усинское. Шла она по тайге, по горам. Подъемы на перевалы и спуски представляли собой лестницы с вытоптанными ступенями, наполненными грязью. Лошади, увязая по колено, тащили свою кладь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2