Сибирские огни, 1964, №3
На перевалах асфальтовое покрытие не положишь — только гравийное. Иначе в гололед — сплошные неприятности. Пойдет машина юзом, ты уж ее на асфаль те не удержишь ... Ну, теперь-то чего не равнять! И бульдозеры тебе, и грейдеры, и катки. Вон они, работяги! Григорий Федотович даже подался всем своим сухощавым телом в сторону бульдозеров. Каменные глыбы, около которых они сновали хозяйственно и сно ровисто, уже нависли над обочиной. Сколько бы понадобилось людей, чтобы кантовать такие вот глыбы, очищать от них шоссе! А ведь было время — и кантовали, и очищали... Мы подкинули дорожного мастера на своем Мишке до его дома — станции Кулумыс. Тоже вот — как по-новому прозвучало здесь, в тайге обиходное слово станция! Применительно к шоссе не доводилось нам его слышать. А названо очень точно, хотя и в особом, отличном от понятия железнодорожной станции . смысле. На тракте не высаживаются на станциях пассажиры , тут станция — дорожная служба , техника, приют и отдых для шоферов. В их маленькой комнат ке на станции Кулумыс (обстановка в ней чисто спартанская — несколько акку ратно заправленных кроватей и все) мы и располагаемся. . Григорий Федотович рассказывает о перевалах, которые встретятся нам до старой пограничной линий с Тувой. На Кулумысе мы уже имеем честь пребы вать — по дороге были подъемы, крутые виражи, Мишка порой выдыхался — больно уж жарко , но, в общем, ничего страшного! Впереди нас ждут пере валы. Капитан (ох уж эта его осторожность!) пытается снова вернуться к вопросу о пропастях и обрывах, но Григорий Федотович усмехается так иронически («я же видел, как ты вел машину...»), что Капитан почитает за лучшее заняться проф- осмотром Мишки. Наконец-то Капитан обретает ощутимое спокойствие! К вечеру в нашу комнату шумно ввалились трое шоферов. Их внушитель ные машины, похожие на железнодорожные вагоны-пульманы, с трудом поме стились на станционном дворе. Хозяйка спроворила чугунок разваристой кар тошки, достали мы свою редиску, лучок, парни — сало и консервы. Поужинали на славу! Все-таки наивен наш брат, путешественник. Пытались мы взять шоферов в оборот, выведать у них некие колоритные для тракта истории. Парни пожима ли плечами. Везли они на сей ра з шифоньеры и еще какую-то мебель. «Бегаем ,— говорили. — Из Абакана в Кызыл, из Кызыла в Абакан...» Узнав, откуда мы, парни взяли в оборот нас. Все удивлялись, как это мы отважились двинуть в та кую даль. Потом спать захотели парни. Но перед сном они добрые полчаса обсуждали последний матч абаканской футбольной команды. Видели мы эту команду, сказать, по чести, слабенько она играет, весьма слабенько. Но парни, как истые болельщи ки, судили о ней на высшем уровне—можно было подумать, что они обсуждают иг ру московского «Спартака»! И еще парни прикидывали, как бы им обернуться, чтобы поспеть в Абакан к следующему матчу. И только умолкли, как тотчас заснули крепким сном тружеников. Завтра поутру двинут в путь. Сто, тысячу р а з проезжали они этим путем, известен он им, «машинистам» тракта, как свои пять пальцев. Привычен и дорог. За перевалом — как и на Кулумысе, нету тут страшных и нестраш ных обрывов, пропастей, тем п аче ,— несказанно обрадовались горной речке. Во дам ее почему-то не нравилось каменистое русло, лихорадочно спешили они вы браться из Саян. Капитан немедленно запричитал: «Это же хариусная река!' Тут должно быть пропасть хариусов, или я ничего в рыбалке не смыслю!» Реч ка продолжала дразнить нас. Наконец, Капитан не выдержал и самодержавно остановил Мишку. Штурман слабо сопротивлялся, ссылаясь на легендарный Ус. В конце концов, мы взяли в руки удочки. А через полчаса снова упрятали их в чехлы и приторочили к боку Мишки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2