Сибирские огни, 1964, №3
отменных штуцеров таежные дебри палили особенно старательно и беспромаш но. Нарезное оружие ценилось у таежников очень высоко. Впрочем, мы увлеклись. Рассказ о строительстве тракта впереди. Пока ж е мы застопорили недалеко за Григорьевной, у начала первого на нашем пути пе ревала с эффектным именем Кулумыс. Остановились мы тут не по своей воле. Десяток минут назад взрывники оторвали на повороте изрядный кусок скалы , и теперь два бульдо5ера, кряхтя и подвывая, сталкивают обломки породы под обрыв. Порода загромождает дорогу. Но прохлаждаться не пришлось. Нам в ру ки попался дорожный мастер Григорий Федотович Копленко, и вот мы деловито погребаем его под кучей вопросов. Мастер, как чистый сибиряк, немногословен, и беседа с ним напоминает разматывание залежалого клубка пряжи: потянешь — оборвется, потянешь — оборвется. Мы давно отступились бы, не проговорись Копленко с самого начала о том, что работает на тракте лет шестнадцать. Тут- то мы и принялись его обкладывать. Нам уж очень мечталось вот так вот увидеть старожила тракта. Мы взламывали глухую оборону односложных ответов дорожного мастера до тех пор, пока он не стал путать понятия «обвал» и «перевал». После этого дружно закурили. Тощие дымки поползли по скале, цепляясь за отточенные вы ступы скалы. Разве ж знали мы, что именно немощные, тающие на скале дымки вдруг сделают Григория Федотовича покладистым и словоохотливым. — Интересно вот ,— сказал он глуховато каш лянув ,— почему один и тот же дым разным бывает? Тоже, к примеру, от папиросы. У рта — густой, сизова тый, а потом вдруг голубеет... А вот от солярки дым самый приятный! — Это как —• по цвету? — поинтересовался Капитан. — И по цвету и пахнет тоже... — Ну, если пахнет, то для меня бензин. Встанешь где-нибудь в лесу или в степи без горючего. Затоскуешь по бензину... — А по солярке? — с прищуром спросил дорожный мастер .— Так, быва ет, подопрет, что взвоешь! Капитан собирался было отстаивать бензин, но его остановил предостерега ющий толчок Штурмана. Тот плеснул на разгорающийся огонек толику наивно льстивого любопытства: — Неужели солярка подводит? — Всяко случается. Вот помню, когда нам первый бульдозер прислали. Тогда мы и поняли, что такое техника. Зимой, бывало, перевал занесет, лопату в руки — и пошел спину гнуть! Человек по тридцать выходили. За сутки так накланяешься... А к утру, смотришь, снова завалило! Христу за пазуху, бывало, столько родственников насуешь! Потом бульдозер пришел. Людей у нас сокра тили, оставили четырнадцать рабочих. Куда там, хватало с избытком! И как-тось подошло же так: дизельное топливо должны подвести, а тут разбуранило. Ни мы туда, ни они к нам! Ах ты, мать честная! Ну уж и потягали! За машиной привык ли отдыхать... А вы — бензин. У нас бензина этого две бочки стояло, толку-то что! Мы бы его тогда за пять ведер солярки не думая променяли! Дорожный мастер потер ладонью глаза, прищурился на бульдозеры, кото рые своим несносным воем мешали нам разговаривать . — Вон они, красавцы , трудятся! А я, понимаешь, сижу, разговор вот с вами разговариваю... — А что, прежде тоже вот так взрывали? — Конечно, взрывали, а как же? На тракте работы все время идут. У нас задание такое: дорога должна быть удобна и безопасна для проезда. Бе-зо-пасна! Работники дорожной службы, я вот, к примеру, обязаны постоянно заботиться о благоустройстве своих участков, принимать все меры для быстрейшего про пуска грузов... Увлекшись, дорожный мастер, как мы догадались, дул по какой-то ин струкции. — Мы уже все глухие повороты расширили. Полотно все время равняем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2