Сибирские огни, 1964, №2
вания в лирике. И если под этим углом зрения почитать такие стихи, как «Ру ки матери», «Пройдет — и вслед ей: «Некрасивая», «Солдатка», то тут-то перед нами и откроется поэт Евгений Ерхов. Пока таких стихов, где есть ре альный душевный конфликт, подлинное человеческое чувство, где человек пред стает перед нами как характер цель ный и значительный,— немного у Е. Ер- хова, но именно они являют тот единст венный «трудный путь» к родникам по эзии, на котором поэту необходимо «ис кать» самого себя. Ф. Я н о в с к а я К ДРУЗЬЯМ. РУССКОГО СЛОВА И з всех книг о языке, вышедших в свет за последнее время, книга Б. Тимофеева «Правильно ли мы гово рим?», пожалуй, самая популярная1. В ней представлен богатый и интересный материал — замечания и размышления о развитии языка русского народа, о его современной разговорной норме, о его культуре. Многое в этой книге — бес спорная истина, может быть, хорошо из вестная большинству образованных лю дей. Но эта истина требует повторения, так как на практике ею часто пренебре гают как «мелочью», хотя в языке нет мелочей, или, вернее, весь язык состоит из мелочей и каждая из них важна. Раз ве такие выражения, как «на пару дней», «качественная работа», «днями», и т. п. уже изжиты в нашей речи? Увы, их все еще можно услышать в докладах, в сообщениях, в официальных речах по радио, с кафедр, с трибун. А ведь это же явные нелепости! Они уродуют язык, искажают смысл речи, затрудняют общение. И в печать проникли уродли вые словообразования и словосочетания, о которые мы запинаемся на каждом шагу, все эти «субпродукты», «свино матки», «ремонт и пошив одежды», «за рыбление водоемов», «фронтальные зу бы» и т. д. и т. п. Не пора ли от них избавиться? — спрашивает читателей своей книги Б. Тимофеев. Вполне понятно, что многое в порче нашего языка, в нарушении его некото рых традиций следует отнести за счет подрастающих поколений, стремящихся обновить и освежить язык, внести в не- 1 Б. Т и м о ф е е в . Правильно ли мы гово рим? Лениздат, 1963. го свое слово, противопоставить его пр. вычным, иногда обветшалым и поблек шим формам что-нибудь новое. Стремле ние законное, но нередко с нарушением; меры и нормы. Так создаются причудли вые слова-уроды: «прошвырнуться», «похилять», «припух», «чувиха», «по идее», «закус правильный», «интерес ный мужик» и другие. Некоторые взрос лые люди тоже любят облекать свои, мысли в «модные» одежды. Иногда их поиски «оригинального» и «свежего» оборота заканчиваются весьма низко пробными находками. И вот их языко вые «перлы» распространяются как за раза: «брякнуть по телефону», «заско чить в гости», «подбросить на маши не»... А сколько в наших высказывани ях лишнего! «Патриот своей родины», «памятные сувениры», «сегодняшний день» — все эти громоздкие тавтологи ческие штампы вполне могут быть за менены одним словом: «патриот», «суве ниры», «сегодня». Чем экономнее речь, тем она эффективнее и чище. Могуч и свободен русский язык. Лишь немногие языки мира представляют на роду — своему творцу и носителю — такое богатство выбора конструкций, способов выражения, синонимических средств, как лексических, так и грамма тических. Это богатство надо беречь,— говорит Б. Тимофеев. Между тем в на стоящее время наряду с ростом словар ного фонда наблюдается некоторое его обеднение, особенно в среде молодежи В ее обиходном языке исчезают целые- пласты слов: названия деревьев, цветов, птиц, трав, названия степеней родства. Они связаны с отношением к природе, к русскому быту, а эти чувства следует развивать и обогащать. Свобода в выборе слов и форм не Оз начает произвола, не дает права на зло употребление. Против злоупотреблений в языке, против всяческих сорняков п пустоцветов, против искажений и не брежности в речи и направлена хоро шая, умная книга Б. Тимофеева. Она не претендует на глубокие теоретические обобщения и систему в изложении, ведь это просто сборник заметок, опублико ванных в разных газетах и журналах на протяжении многих лет, это тонкие и верные наблюдения писателя, его откро венный разговор с друзьями русского слова, с широкими массами народа и, прежде всего, с молодежью. Книга, соб ственно, обращена к молодежи, к наше му будущему. В некоторых случаях Б. Тимофеев не- дает категорического ответа на вопро сы, которые он поднимает. Он призыва ет принять участие в их обсуждении всех заинтересованных в судьбах родно го слова людей. Ответы на эти вопросы, может быть, дело будущего. Их решит сама жизнь. А в некоторых случаях ут верждения писателя кажутся нам спор ными, например, его возражения против»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2