Сибирские огни, 1964, №2
А их «развелось» и в самом деле по рядком. Зойкин муж, Виктор, который чуть ли не ежеминутно причесывается. Притом как причесывается: «Эту про цедуру он разбил на операции. Вынима ет из кармана расческу — раз. Снимает с нее футляр — два. Кладет футляр на столик — три. Шесть раз проводит рас ческой по волосам — четыре. Снимает пальцами с расчески вынутые волосы— пять. Вставляет расческу в футляр — шесть. Кладет обратно в карман — семь». Это — еще одна тетя. Вторая тетя — сама Зойка, которая замирает перед зеркалом, поджидая по наставлению матери женихов, и у кото рой после замужества «выросли какие- то кухонные глаза». Третья тетя — парторг завода, который любит к месту и не к месту употреблять выражения: «скажу откровенно», «надо прямо ска зать» и четвертая — комсорг, который усиленно в этом ему подражает. Поединки героя с тетями остроумны и забавны. Этого у повести не отни мешь. Но все недостатки людей смешны и опасны в бытовом и только в быто вом плане. А если уж говорить о тете, то вряд ли ее самым существенным гре хом является неумение смотреть теле визор. И ханжество и лицемерие ее не просто удобные для осмеяния качества, неизвестно откуда появившиеся, а след ствие всей ее социальной сущности как человека-потребителя. Правда, такое уточнение ' для автора повести неинте ресно. Зачем? Проще и легче подверг нуть уничтожению привычку повторять «скажу откровенно» или манеру приче сываться в семь приемов. Выводы? Очень просты. Немалые провалы нашей некоторой «молодой ли тературы» объясняются особенностями мировоззрения ее представителей, миро воззрения, не отличающегося глубиной. Есть умение талантливо констатировать явления и нет желания (позиция!) иссле довать их. Хотелось, чтобы они в своих произведениях рисовали социальные ти пы, а не образы милых острословов-за- тейников. Дм. Молдавский писал в своей рецен зии: «Слово «талантливый» мы употребля ем, говоря о литературе, не часто. И по рою для того, чтобы поставить за ним следом полный нескрываемой грусти предлог «но»: «талантливый, но...» Я кончаю статью утверждением «талант ливый» и не собираюсь делать оговор ки,^ Владимир Краковский — талантли вый молодой прозаик. И я желаю ему но вых удач». Я тоже считаю В. Краковского писате лем талантливым и все-таки «но» соби раюсь поставить. И не потому, что так принято чаще. Это «но» необходимо как раз потому, что я тоже желаю молодому прозаику удач. В. Н г р ж е в РОДНИКИ п о э з и и И МИРАЖИ СТИХОПРОИЗВОДСТВА ЕГ ывает так: в пустыне, заметив ^ в д р у г «зеленый кусочек», человек свертывает с намеченного пути «в на дежде утолить скорее жажду». Но — тщетно: то лишь обман зрения, галлю цинация, мираж. ...Бывает так. Но, зрячей став немного, не тороплюсь с маршрута я свернуть и кажущимся легкими дорогам один предпочитаю трудный путь. Поэтическая мысль, сконцентрирован ная в этих строках, далеко выходит за рамки стихотворения. Но нередко в на шей поэзии мы сталкиваемся со стиха- ми-«миражами», в которых вроде бы все есть: и экзотический ковер знойных эпитетов и сравнений, и прихотливая вязь остроумных метафор и аллитера ций, и затейливые рифмы, но... нет главного '— новой мысли, неожиданного открытия, чуда поэзии!.. Где же начинает бить родник поэзии, полно утоляющий в человеке жажду пре красного, и где возникает разочаровы вающий нас мираж? Автор процитированного стихотворе ния, молодой поэт Евгений Ерхов в ка кой-то мере ответил на эти вопросы. От вет будет полнее, если мы познакомимся со всеми стихами его первой книжки «В гостях у солнца»1. Офицер Советской Армии, Е. Ерхов, естественно, немало стихов посвятил де лу, которому он служит, солдату-совре- меннику. И, конечно, герой поэта не без основания чувствует себя «мира этого частицей», часовым, стоящим «на стра же счастья миллионов». Герой Е. Ерхо- ва охотно декларирует свою любовь и преданность Родине, миру, людям. И это искренние и глубокие его убежде ния. Но мы имеем дело с поэзией. И вот с точки зрения поэтической такие вер ные общие декларации не всегда, к со жалению, представляются убедительны ми. Впрочем, вот стихотворение, где поэту удалось выразить свою мысль, не прибегая к зарифмованным лозунговым штампам. 1 Евгений Е р х о в . В гостях у солнца. Стиха Томскре кн. изд., 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2