Сибирские огни, 1964, №2

А их «развелось» и в самом деле по­ рядком. Зойкин муж, Виктор, который чуть ли не ежеминутно причесывается. Притом как причесывается: «Эту про­ цедуру он разбил на операции. Вынима­ ет из кармана расческу — раз. Снимает с нее футляр — два. Кладет футляр на столик — три. Шесть раз проводит рас­ ческой по волосам — четыре. Снимает пальцами с расчески вынутые волосы— пять. Вставляет расческу в футляр — шесть. Кладет обратно в карман — семь». Это — еще одна тетя. Вторая тетя — сама Зойка, которая замирает перед зеркалом, поджидая по наставлению матери женихов, и у кото­ рой после замужества «выросли какие- то кухонные глаза». Третья тетя — парторг завода, который любит к месту и не к месту употреблять выражения: «скажу откровенно», «надо прямо ска­ зать» и четвертая — комсорг, который усиленно в этом ему подражает. Поединки героя с тетями остроумны и забавны. Этого у повести не отни­ мешь. Но все недостатки людей смешны и опасны в бытовом и только в быто­ вом плане. А если уж говорить о тете, то вряд ли ее самым существенным гре­ хом является неумение смотреть теле­ визор. И ханжество и лицемерие ее не просто удобные для осмеяния качества, неизвестно откуда появившиеся, а след­ ствие всей ее социальной сущности как человека-потребителя. Правда, такое уточнение ' для автора повести неинте­ ресно. Зачем? Проще и легче подверг­ нуть уничтожению привычку повторять «скажу откровенно» или манеру приче­ сываться в семь приемов. Выводы? Очень просты. Немалые провалы нашей некоторой «молодой ли­ тературы» объясняются особенностями мировоззрения ее представителей, миро­ воззрения, не отличающегося глубиной. Есть умение талантливо констатировать явления и нет желания (позиция!) иссле­ довать их. Хотелось, чтобы они в своих произведениях рисовали социальные ти­ пы, а не образы милых острословов-за- тейников. Дм. Молдавский писал в своей рецен­ зии: «Слово «талантливый» мы употребля­ ем, говоря о литературе, не часто. И по­ рою для того, чтобы поставить за ним следом полный нескрываемой грусти предлог «но»: «талантливый, но...» Я кончаю статью утверждением «талант­ ливый» и не собираюсь делать оговор­ ки,^ Владимир Краковский — талантли­ вый молодой прозаик. И я желаю ему но­ вых удач». Я тоже считаю В. Краковского писате­ лем талантливым и все-таки «но» соби­ раюсь поставить. И не потому, что так принято чаще. Это «но» необходимо как раз потому, что я тоже желаю молодому прозаику удач. В. Н г р ж е в РОДНИКИ п о э з и и И МИРАЖИ СТИХОПРОИЗВОДСТВА ЕГ ывает так: в пустыне, заметив ^ в д р у г «зеленый кусочек», человек свертывает с намеченного пути «в на­ дежде утолить скорее жажду». Но — тщетно: то лишь обман зрения, галлю­ цинация, мираж. ...Бывает так. Но, зрячей став немного, не тороплюсь с маршрута я свернуть и кажущимся легкими дорогам один предпочитаю трудный путь. Поэтическая мысль, сконцентрирован­ ная в этих строках, далеко выходит за рамки стихотворения. Но нередко в на­ шей поэзии мы сталкиваемся со стиха- ми-«миражами», в которых вроде бы все есть: и экзотический ковер знойных эпитетов и сравнений, и прихотливая вязь остроумных метафор и аллитера­ ций, и затейливые рифмы, но... нет главного '— новой мысли, неожиданного открытия, чуда поэзии!.. Где же начинает бить родник поэзии, полно утоляющий в человеке жажду пре­ красного, и где возникает разочаровы вающий нас мираж? Автор процитированного стихотворе­ ния, молодой поэт Евгений Ерхов в ка­ кой-то мере ответил на эти вопросы. От вет будет полнее, если мы познакомимся со всеми стихами его первой книжки «В гостях у солнца»1. Офицер Советской Армии, Е. Ерхов, естественно, немало стихов посвятил де­ лу, которому он служит, солдату-совре- меннику. И, конечно, герой поэта не без основания чувствует себя «мира этого частицей», часовым, стоящим «на стра­ же счастья миллионов». Герой Е. Ерхо- ва охотно декларирует свою любовь и преданность Родине, миру, людям. И это искренние и глубокие его убежде­ ния. Но мы имеем дело с поэзией. И вот с точки зрения поэтической такие вер ные общие декларации не всегда, к со­ жалению, представляются убедительны­ ми. Впрочем, вот стихотворение, где поэту удалось выразить свою мысль, не прибегая к зарифмованным лозунговым штампам. 1 Евгений Е р х о в . В гостях у солнца. Стиха Томскре кн. изд., 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2