Сибирские огни, 1964, №2

Возникает чувство удовлетворения, как всегда бывает, когда повеет правдой под­ линного искусства. В. Г е й д е н о ПОЗА И ПОЗИЦИИ Г ероя повести В. Краковского «Воз­ вращение к горизонту» я узнал сразу1. В 1962 году в «Юности» печа- * тались «Письма Саши Бунина» — на­ чало этой повести. А может быть,— продолжение. Формальной связи между ними нет, но это явно повести-близнецы. Главный герой обеих повестей — один и тот же человеческий тип — и психо­ логически и нравственно,— а, поскольку написаны повести от первого лица, это во многом влечет за собой повтор жиз­ ненных конфликтов, изобразительных средств, вплоть до курьезного совпаде­ ния некоторых деталей. Но дай бог, чтобы с героями-двойни- ками мы встретились только в повестях одного автора. В прозе лишь 1963 года герой В. Краковского Севка легко най­ дет себе близнецов в повестях Г. Садов- никова «Суета сует», К. Ковальджи «Пять точек на карте» и др. Приметы такого героя различимы буквально с первых страниц. Ирония, иногда доволь­ но мастерская и острая, но в основе сво­ ей ставшая уже дежурной. Ошеломляю­ щее красноречие и непременный «под­ текст». Постоянные столкновения с то­ варищами по работе или учебе. Ребята почему-то не понимают героя, герой не спешит прийти к ним на помощь, и все конфликты приводят к собранию, где исключают из комсомола. Вина основы­ вается на каком-то недоразумении, кото­ рое герой не хочет объяснить из гордо­ сти; секретарь комитета уже требует отдать комсомольский билет, когда под­ нимается один из товарищей и букваль­ но в последнюю минуту спасает положе­ ние. Как только герой приходит к мини­ мально устойчивым представлениям о жизни, он становится автору неинтере­ сен, и мы с ним расстаемся. Этот герой покоряет. «Все показано здесь сквозь призму восприятия подрост­ ка, такого озорного, смелого, искренне­ го. чудесного парнишки»,— пишет один из читателей Института Читательских Мнений. «И мне он нравится, этот маль­ чишка,— признается в рецензии в «Ли­ 1 В. К р а к о в с к и й . Возвращение к гори­ зонту. Повесть. «Звезда», 1963, № 7. тературной газете» (№ 119) критик Дм. Молдавский,— я верю в его любовь к работе и вообще в его будущее. Он добр, отзывчив. Он очень современен». Нет ничего удивительного, что Севка так успешно завоевывает симпатии. Он и в самом деле озорной, искренний, че­ стный. С ним никогда не бывает скучно. Даже напротив, временами кажется, что он специально развлекает вас. То сооб­ щает любопытные сведения, что телеви­ зионное облучение опасно для мышей и телевизор для них страшнее, чем кош­ ка. То удивляет парадоксом; «Кто изоб­ рел ездить —- забыли, а тормозить — помнят». Свое поведение он определил очень точно: «от души философствует». Занятие приятное. При этом, беспокоясь о внимании читателей, автор заставляет Севку быть предельно остроумным. К середине повести герой напоминает кон­ ферансье, которого слушаешь уже не­ сколько дней подряд. Смешно, интерес­ но, но чувство меры берет свое и понем­ ногу устаешь и скучаешь. Видимо, и ав­ тор об этом догадывается. Чувствует, что все время держать героя в роли за­ тейника рискованно, что нужно придать ему большую серьезность. И вообще убе­ дить читателей, что, несмотря на внеш­ нюю беспечность, постоянное балагурст­ во, герой сталкивается в жизни с труд­ ностями, которые заставляют его поду­ мать о вещах серьезных и значительных. С этой целью автор подвергает жизнь ге­ роя опасности. Мастер цеха поручает Севке полезть в узкую трубу и проверить, все ли нор­ мально на стыке. Парнишка довольно смутно представляет смысл поручения, но признаться неловко, и он на свой страх и риск лезет в трубу отыскивать этот таинственный стык. На полпути Севка решил проверить, как будет воз­ вращаться, и неожиданно чувствует, что крепко застрял в трубе. Перепробовал все меры, но не мог сдвинуться с места ни вперед, ни назад. В голову лезут са­ мые мрачные мысли. Наконец с большим трудом он находит спасительный выход из положения. Перед тем, как вылезти из трубы, парнишка гадает, ждет ли его внизу ма­ стер или он уже забыл о поручении и занимается своими делами. Высовывает голову — и с удивлением видит в цехе огромную толпу. Директор завода броса­ ется к нему, выдергивает из трубы, да еще так, что на Севке трещит комбине­ зон. В чем дело? Оказывается, если бы он не вылез из трубы, то через шесть часов пришлось бы разрезать всю ог­ ромную сложную установку. Ради его спасения не просто полетели бы на ветер многие миллионы. Завод надолго отстал бы от США в получении нового вида пластмассы. Конфликт, и особенно его трагическая неразрешимость — явно надуманны. Причина этого ясна — обычное, естест­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2