Сибирские огни, 1964, №2
Возникает чувство удовлетворения, как всегда бывает, когда повеет правдой под линного искусства. В. Г е й д е н о ПОЗА И ПОЗИЦИИ Г ероя повести В. Краковского «Воз вращение к горизонту» я узнал сразу1. В 1962 году в «Юности» печа- * тались «Письма Саши Бунина» — на чало этой повести. А может быть,— продолжение. Формальной связи между ними нет, но это явно повести-близнецы. Главный герой обеих повестей — один и тот же человеческий тип — и психо логически и нравственно,— а, поскольку написаны повести от первого лица, это во многом влечет за собой повтор жиз ненных конфликтов, изобразительных средств, вплоть до курьезного совпаде ния некоторых деталей. Но дай бог, чтобы с героями-двойни- ками мы встретились только в повестях одного автора. В прозе лишь 1963 года герой В. Краковского Севка легко най дет себе близнецов в повестях Г. Садов- никова «Суета сует», К. Ковальджи «Пять точек на карте» и др. Приметы такого героя различимы буквально с первых страниц. Ирония, иногда доволь но мастерская и острая, но в основе сво ей ставшая уже дежурной. Ошеломляю щее красноречие и непременный «под текст». Постоянные столкновения с то варищами по работе или учебе. Ребята почему-то не понимают героя, герой не спешит прийти к ним на помощь, и все конфликты приводят к собранию, где исключают из комсомола. Вина основы вается на каком-то недоразумении, кото рое герой не хочет объяснить из гордо сти; секретарь комитета уже требует отдать комсомольский билет, когда под нимается один из товарищей и букваль но в последнюю минуту спасает положе ние. Как только герой приходит к мини мально устойчивым представлениям о жизни, он становится автору неинтере сен, и мы с ним расстаемся. Этот герой покоряет. «Все показано здесь сквозь призму восприятия подрост ка, такого озорного, смелого, искренне го. чудесного парнишки»,— пишет один из читателей Института Читательских Мнений. «И мне он нравится, этот маль чишка,— признается в рецензии в «Ли 1 В. К р а к о в с к и й . Возвращение к гори зонту. Повесть. «Звезда», 1963, № 7. тературной газете» (№ 119) критик Дм. Молдавский,— я верю в его любовь к работе и вообще в его будущее. Он добр, отзывчив. Он очень современен». Нет ничего удивительного, что Севка так успешно завоевывает симпатии. Он и в самом деле озорной, искренний, че стный. С ним никогда не бывает скучно. Даже напротив, временами кажется, что он специально развлекает вас. То сооб щает любопытные сведения, что телеви зионное облучение опасно для мышей и телевизор для них страшнее, чем кош ка. То удивляет парадоксом; «Кто изоб рел ездить —- забыли, а тормозить — помнят». Свое поведение он определил очень точно: «от души философствует». Занятие приятное. При этом, беспокоясь о внимании читателей, автор заставляет Севку быть предельно остроумным. К середине повести герой напоминает кон ферансье, которого слушаешь уже не сколько дней подряд. Смешно, интерес но, но чувство меры берет свое и понем ногу устаешь и скучаешь. Видимо, и ав тор об этом догадывается. Чувствует, что все время держать героя в роли за тейника рискованно, что нужно придать ему большую серьезность. И вообще убе дить читателей, что, несмотря на внеш нюю беспечность, постоянное балагурст во, герой сталкивается в жизни с труд ностями, которые заставляют его поду мать о вещах серьезных и значительных. С этой целью автор подвергает жизнь ге роя опасности. Мастер цеха поручает Севке полезть в узкую трубу и проверить, все ли нор мально на стыке. Парнишка довольно смутно представляет смысл поручения, но признаться неловко, и он на свой страх и риск лезет в трубу отыскивать этот таинственный стык. На полпути Севка решил проверить, как будет воз вращаться, и неожиданно чувствует, что крепко застрял в трубе. Перепробовал все меры, но не мог сдвинуться с места ни вперед, ни назад. В голову лезут са мые мрачные мысли. Наконец с большим трудом он находит спасительный выход из положения. Перед тем, как вылезти из трубы, парнишка гадает, ждет ли его внизу ма стер или он уже забыл о поручении и занимается своими делами. Высовывает голову — и с удивлением видит в цехе огромную толпу. Директор завода броса ется к нему, выдергивает из трубы, да еще так, что на Севке трещит комбине зон. В чем дело? Оказывается, если бы он не вылез из трубы, то через шесть часов пришлось бы разрезать всю ог ромную сложную установку. Ради его спасения не просто полетели бы на ветер многие миллионы. Завод надолго отстал бы от США в получении нового вида пластмассы. Конфликт, и особенно его трагическая неразрешимость — явно надуманны. Причина этого ясна — обычное, естест
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2