Сибирские огни, 1964, №2

Вспомните очаровательных Асю и Слав­ ку из «Встречи с чудом» Ильи Лаврова. С первых шагов их начал опекать в са­ мостоятельной жизни поэт Чемизов, по­ том начальник поисковой партии Гру- зинцев. Покровитель, наставник — се­ доусый дед, старый рыбак или опыт­ ный мастер — нравственный пример и совесть для действующего на переднем плане лица были до недавнего времени почти неизбежны в повестях и романах о молодежи. Зато сами юные герои ча­ сто выглядели для своих двадцати, по­ рою двадцати с лишним лет немного не­ доразвитыми, детьми. Теперь мы явля­ емся свидетелями процесса возмужания литературных персонажей в прозе о мо­ лодежи. Пример тому — «Юноша безум­ ный». Лиза отлично понимает, что есть доб­ ро, а что зло. В столкновениях с новыми людьми, в непривычных для нее ситуа­ циях девушка держится уверенно, ак­ тивно вмешивается в события, жадно впитывает незнакомые впечатления ■ и при этом, по точной авторской оценке, познает оттенки добра и зла. В повести рассказан хороший эпизод путешествия Лизы, но эти несколько дней из жизни умной и непосредствен­ ной девушки насыщены событиями, встречами, переживаниями. Автор — тонкий психолог и превосходный рас­ сказчик. Чтобы дать представление о его мастерстве и своеобразии таланта, я передам лишь одну сцену. Лиза познакомилась на теплоходе со странным человеком. Вчера он играл на гитаре и заставил танцевать запечалив­ шихся было юных пассажиров. Сегодня он сам грустен. Лиза заметила это и по­ интересовалась причиной — в ней «заго­ ворило фамильное стремление всех Гурьевых — помочь человеку, если то­ му пришлось туго». Мужчина просто от­ ветил, что ему мешает любовь. «Лю­ бовь? Это Лиза понимала. Но было ясно и другое: любовь ничему не может поме­ шать. А если мешает, то какая же это любовь? Лиза с жалостью посмотрела на человека, который запутался в таком деле». Вы чувствуете тонкую авторскую иронию? Тут вся Лиза с ее наивным простодушием и определенностью поня­ тий. В душевной чистоте ее сила, но и слабость, точнее, незащищенность. Ее, видимо, очень трудно ранить, в то же время ей предстоит еще сложный путь нравственного совершенствования. Но послушаем дальше разговор о люб­ ви молоденькой девушки и зрелого че­ ловека, причем, обратите внимание, с каким умением передает художник внут­ реннюю реакцию героев на речи собе­ седника. Лиза попыталась угадать, кто же он: строитель... бригадир, наверное, или какой-нибудь техник. Или парторг? Хорошо рассуждает о музыке... На гита­ ре играет отлично. Может быть, он ди­ ректор клуба? Но спросить Лиза не от­ важилась. — Все дело в любви,— продолжал он,— а любить можно только то, что до­ стойно любви. Согласны? Лиза не ответила. Он помолчал и сно­ ва спросил: — Смогли бы вы полюбить человека, не уважая его? — Зачем мне это? Лиза все время начеку, ведет себя осторожно, уклончиво с незнакомцем. Тот это чувствует, но недооценивает со­ беседницы и пускается в тривиальные рассуждения. — А в жизни бывает. Как говорится: любовь зла... Конечно, наплачешься по­ том с такой злой любовью. Я вовремя понял, что музыка не мое призвание. Любовь, призвание, труд — вот что да­ ет прочное счастье... Девушка чувствует фальшь в его ре­ чах («не похоже, чтобы ему хорошо жи­ лось. Что-то, значит, выпало из этой его системы»), но тема ее волнует, она сама переживает не очень гладкую пер­ вую любовь, потому продолжает разго­ вор. — К нам в гости или работать? — спросил незнакомец. — Еще не знаю... Как захочет один человек. Тут Лиза почувствовала, что прогово­ рилась, к тому же он-то «увильнул» от откровенностей насчет своих сердечных неурядиц. Девушка сухо пояснила, что это йросто ее лучший друг, с ко­ торым она вместе выросла на одном дворе. — Понятно,— отозвался Семен Ива­ нович с таким видом, будто он так и знал, что Лиза запуталась в своих сер­ дечных делах. И в этом комизм положе­ ния — добрая авторская улыбка: ведь только что сама Лиза смотрела на него, как «на человека, который запутался в таком простом деле» — в любви. Таких сцен в «Юноше безумном» мно­ го. Правдин — истинный художник. У него все значительно и своеобычно'. В последнее время мы как-то утратили вкус к сравнениям. Новаторство в стиле отучило нас за минувшие годы от мно­ гих изобразительных средств, не давая взамен достаточной компенсации. Прав­ дин вспомнил силу сравнения. Вот один из его опытов. Лизе пришлось вмешать­ ся в события, свидетелем которых она стала. С ее активным характером она делала это не колеблясь, но на другой или третий день она устала. «Как быва­ ло, если приходилось просидеть... два сеанса в кино: пока смотришь — ниче­ го не замечаешь, никакой усталости. А когда вспыхнет, свет, сразу почувству­ ешь: трудно так долго принимать уча­ стие в чужой жизни». При чтении повести Правдина прини­ мать участие в чужой жизни не трудно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2