Сибирские огни, 1964, №2
Вспомните очаровательных Асю и Слав ку из «Встречи с чудом» Ильи Лаврова. С первых шагов их начал опекать в са мостоятельной жизни поэт Чемизов, по том начальник поисковой партии Гру- зинцев. Покровитель, наставник — се доусый дед, старый рыбак или опыт ный мастер — нравственный пример и совесть для действующего на переднем плане лица были до недавнего времени почти неизбежны в повестях и романах о молодежи. Зато сами юные герои ча сто выглядели для своих двадцати, по рою двадцати с лишним лет немного не доразвитыми, детьми. Теперь мы явля емся свидетелями процесса возмужания литературных персонажей в прозе о мо лодежи. Пример тому — «Юноша безум ный». Лиза отлично понимает, что есть доб ро, а что зло. В столкновениях с новыми людьми, в непривычных для нее ситуа циях девушка держится уверенно, ак тивно вмешивается в события, жадно впитывает незнакомые впечатления ■ и при этом, по точной авторской оценке, познает оттенки добра и зла. В повести рассказан хороший эпизод путешествия Лизы, но эти несколько дней из жизни умной и непосредствен ной девушки насыщены событиями, встречами, переживаниями. Автор — тонкий психолог и превосходный рас сказчик. Чтобы дать представление о его мастерстве и своеобразии таланта, я передам лишь одну сцену. Лиза познакомилась на теплоходе со странным человеком. Вчера он играл на гитаре и заставил танцевать запечалив шихся было юных пассажиров. Сегодня он сам грустен. Лиза заметила это и по интересовалась причиной — в ней «заго ворило фамильное стремление всех Гурьевых — помочь человеку, если то му пришлось туго». Мужчина просто от ветил, что ему мешает любовь. «Лю бовь? Это Лиза понимала. Но было ясно и другое: любовь ничему не может поме шать. А если мешает, то какая же это любовь? Лиза с жалостью посмотрела на человека, который запутался в таком деле». Вы чувствуете тонкую авторскую иронию? Тут вся Лиза с ее наивным простодушием и определенностью поня тий. В душевной чистоте ее сила, но и слабость, точнее, незащищенность. Ее, видимо, очень трудно ранить, в то же время ей предстоит еще сложный путь нравственного совершенствования. Но послушаем дальше разговор о люб ви молоденькой девушки и зрелого че ловека, причем, обратите внимание, с каким умением передает художник внут реннюю реакцию героев на речи собе седника. Лиза попыталась угадать, кто же он: строитель... бригадир, наверное, или какой-нибудь техник. Или парторг? Хорошо рассуждает о музыке... На гита ре играет отлично. Может быть, он ди ректор клуба? Но спросить Лиза не от важилась. — Все дело в любви,— продолжал он,— а любить можно только то, что до стойно любви. Согласны? Лиза не ответила. Он помолчал и сно ва спросил: — Смогли бы вы полюбить человека, не уважая его? — Зачем мне это? Лиза все время начеку, ведет себя осторожно, уклончиво с незнакомцем. Тот это чувствует, но недооценивает со беседницы и пускается в тривиальные рассуждения. — А в жизни бывает. Как говорится: любовь зла... Конечно, наплачешься по том с такой злой любовью. Я вовремя понял, что музыка не мое призвание. Любовь, призвание, труд — вот что да ет прочное счастье... Девушка чувствует фальшь в его ре чах («не похоже, чтобы ему хорошо жи лось. Что-то, значит, выпало из этой его системы»), но тема ее волнует, она сама переживает не очень гладкую пер вую любовь, потому продолжает разго вор. — К нам в гости или работать? — спросил незнакомец. — Еще не знаю... Как захочет один человек. Тут Лиза почувствовала, что прогово рилась, к тому же он-то «увильнул» от откровенностей насчет своих сердечных неурядиц. Девушка сухо пояснила, что это йросто ее лучший друг, с ко торым она вместе выросла на одном дворе. — Понятно,— отозвался Семен Ива нович с таким видом, будто он так и знал, что Лиза запуталась в своих сер дечных делах. И в этом комизм положе ния — добрая авторская улыбка: ведь только что сама Лиза смотрела на него, как «на человека, который запутался в таком простом деле» — в любви. Таких сцен в «Юноше безумном» мно го. Правдин — истинный художник. У него все значительно и своеобычно'. В последнее время мы как-то утратили вкус к сравнениям. Новаторство в стиле отучило нас за минувшие годы от мно гих изобразительных средств, не давая взамен достаточной компенсации. Прав дин вспомнил силу сравнения. Вот один из его опытов. Лизе пришлось вмешать ся в события, свидетелем которых она стала. С ее активным характером она делала это не колеблясь, но на другой или третий день она устала. «Как быва ло, если приходилось просидеть... два сеанса в кино: пока смотришь — ниче го не замечаешь, никакой усталости. А когда вспыхнет, свет, сразу почувству ешь: трудно так долго принимать уча стие в чужой жизни». При чтении повести Правдина прини мать участие в чужой жизни не трудно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2