Сибирские огни, 1964, №2

/ Г * Аштшджж П. Г л и н к и н ПРАВДА ИСКУССТВА С о в е с ть Льва Правдина «Юноша бе- * ^зумный»1 по внешним признакам напоминает творение «молодой прозы», хотя известно, что пермский писатель прошел сложную жизнь, жестоко по­ страдал в период культа, автор многих произведений, то есть представляет старшее поколение советских литерато­ ров. Обычное для молодой прозы начало: пристань, тоска провожающих, смех, слезы, последние наставления родных, и вот уже полоска воды шире, шире — Лиза отплывает. Она едет на дальнюю стройку. Сколько раз уже доводилось нам читать подобные эпизоды! Но в том-то и искусство истинного художника, что среди знакомых ситуаций он умеет разглядеть и показать своеобразное, со­ ставляющее подлинную прелесть жизни, обаяние именно этих людей, а не дру­ гих, не людей вообще? Но в этом кон­ кретном видении действительности обна­ руживаются и неповторимая индивиду­ альность самого художника, его нравст­ венный взгляд на жизнь, представляю­ щие главную ценность в искусстве. Лиза пустилась в дальние края «по 'Л . П р а в д и в . Юноша безумный. «Урал», 1963, № 9. велению сердца». Удивительно зазвучал избитый газетный штамп в устах девуш­ ки. Вчерашние школьницы, которые на том же пароходе всем классом едут на ту же, что и Лиза, стройку, услышав от нее в ответ, что она отправилась «по ве­ лению сердца», вдруг поскучнели, нелов­ ко замолчали. Можно было подумать, что их новая знакомка отделывается об­ щими словами или даже подсмеивается над ними. Пришлось Лизе признаваться, что это в полном смысле, что у нее там парень. Как все сразу потеплели, сколь­ ко улыбок сразу расцвело! Посыпались сочувственные реплики. И оттого, что Лиза сказала о своей любви, и еще больше оттого, что Игоря назвали ее женихом, она вспыхнула до слез, и это окончательно расположило к ней дево­ чек. «Вот она такая красивая и наряд­ ная, так хорошо устроенная в городе, бросила все, да и поехала к своему лю­ бимому в тайгу. По велению сердца!» Тут уж ничего не возразишь. И много раз читанные в газетах, слышанные на прощальных митингах слова вдруг при­ обрели свое настоящее значение и пер­ воначальную свежесть. Лизу отговаривали ехать все: родные, знакомые, начальство. И все давали со­ веты. Они были хороши, удобны, но что­ бы им последовать, надо было только ни­ чего не делать, положиться на судьбу. Но Лиза не такова — она решительна и вполне независима. Автор особенно под­ черкивает эти черты ее характера. Они не только в поступках Лизы, но и в ма­ нере держаться, говорить, в ее отноше­ ниях с людьми. В ней сильно развито новое для литературных персонажей по следнего времени качество ранней ду­ ховной зрелости, взрослости, что ли.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2