Сибирские огни, 1964, №2
/ Г * Аштшджж П. Г л и н к и н ПРАВДА ИСКУССТВА С о в е с ть Льва Правдина «Юноша бе- * ^зумный»1 по внешним признакам напоминает творение «молодой прозы», хотя известно, что пермский писатель прошел сложную жизнь, жестоко по страдал в период культа, автор многих произведений, то есть представляет старшее поколение советских литерато ров. Обычное для молодой прозы начало: пристань, тоска провожающих, смех, слезы, последние наставления родных, и вот уже полоска воды шире, шире — Лиза отплывает. Она едет на дальнюю стройку. Сколько раз уже доводилось нам читать подобные эпизоды! Но в том-то и искусство истинного художника, что среди знакомых ситуаций он умеет разглядеть и показать своеобразное, со ставляющее подлинную прелесть жизни, обаяние именно этих людей, а не дру гих, не людей вообще? Но в этом кон кретном видении действительности обна руживаются и неповторимая индивиду альность самого художника, его нравст венный взгляд на жизнь, представляю щие главную ценность в искусстве. Лиза пустилась в дальние края «по 'Л . П р а в д и в . Юноша безумный. «Урал», 1963, № 9. велению сердца». Удивительно зазвучал избитый газетный штамп в устах девуш ки. Вчерашние школьницы, которые на том же пароходе всем классом едут на ту же, что и Лиза, стройку, услышав от нее в ответ, что она отправилась «по ве лению сердца», вдруг поскучнели, нелов ко замолчали. Можно было подумать, что их новая знакомка отделывается об щими словами или даже подсмеивается над ними. Пришлось Лизе признаваться, что это в полном смысле, что у нее там парень. Как все сразу потеплели, сколь ко улыбок сразу расцвело! Посыпались сочувственные реплики. И оттого, что Лиза сказала о своей любви, и еще больше оттого, что Игоря назвали ее женихом, она вспыхнула до слез, и это окончательно расположило к ней дево чек. «Вот она такая красивая и наряд ная, так хорошо устроенная в городе, бросила все, да и поехала к своему лю бимому в тайгу. По велению сердца!» Тут уж ничего не возразишь. И много раз читанные в газетах, слышанные на прощальных митингах слова вдруг при обрели свое настоящее значение и пер воначальную свежесть. Лизу отговаривали ехать все: родные, знакомые, начальство. И все давали со веты. Они были хороши, удобны, но что бы им последовать, надо было только ни чего не делать, положиться на судьбу. Но Лиза не такова — она решительна и вполне независима. Автор особенно под черкивает эти черты ее характера. Они не только в поступках Лизы, но и в ма нере держаться, говорить, в ее отноше ниях с людьми. В ней сильно развито новое для литературных персонажей по следнего времени качество ранней ду ховной зрелости, взрослости, что ли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2